Арт-терапия в работе с детьми: цели, особенности применения, техники, приемы

Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип восприятия и мышление, они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.

Арт-терапия: особенности работы с детьми

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Что такое арт-терапия

Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего развития. Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.

  1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии.
  2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику. Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.

Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.

Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности

Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

  • Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
  • Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
  • Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
  • Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
  • Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.

Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.

Цели и задачи детской арт-терапии

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.

Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста

Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.

Занятия с детьми 2-4 лет

В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:

  • эмоциональной сферы;
  • мелкой моторики руки;
  • речевой деятельности.

Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.

Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.

Упражнение «Ладошки»

Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.

Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.

Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.

Занятия с детьми 4-6 лет

Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение, не зря же этот период называют возрастом фантазеров.

В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.

Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.

Упражнение «Маленький сказочник»

Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.

Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

  • О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
  • Как его зовут?
  • Где он живет?
  • Что с ним случилось?
  • А дальше что произошло?
  • Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Занятия с детьми 7-10 лет

Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.

Упражнение «Город будущего»

Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Читайте:  Ингаляции в небулайзере с; Мирамистином: инструкция и дозировка для ребенка при кашле и насморке

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Занятия с детьми 11-15 лет

Подростковый возраст сложный, и ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом, особенно если попросить их что-то нарисовать или слепить. И сказки придумывать их заставить непросто, хоть можно, конечно, найти нужные стимулы. Поэтому психологу стоит серьезно подумать, как заинтересовать подростков и в то же время постараться не ставить в неловкое положение тех, кто не чувствует в себе способностей к художественному творчеству. Одним из таких упражнений, одинаково эффективным как для взрослых, так и для детей, является «Игра в каракули».

Упражнение «Игра в каракули»

Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.

Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.

А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.

Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.

Источник: http://psychologist.tips/3397-art-terapiya-v-rabote-s-detmi-tseli-osobennosti-primeneniya-tehniki-priemy.html

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АРТ — ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АРТ — ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арт-терапии.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. «Арт» – искусство, «Терапия» – лечение. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Если говорить о возможностях арт-терапии, то можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Арт — терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт — терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и чело-век узнает о себе много нового.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, так как она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя:

– изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);

– библиотерапию (лечебное воздействие чтением);

– имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);

– музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);

– вокалотерапию (лечение пением);

– кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями и т.д.);

– сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией);

Используя метод арт-терапии необходимо соблюдать следующие условия:

– Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.

– Нельзя принуждать ребенка.

– У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать.

– Необходимо уметь вовремя закончить работу, если ребенку надоело.

– Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.

– Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

– Не только сами радуйтесь «произведению» ребенка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.

Сегодня мы рассмотрим наиболее эффективные виды арт-терапии в оздоровлении дошкольников – это музыкотерапия и кинезитерапия.

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Музыкотерапия – это особый метод работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы все участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно — эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относится:

– совместная деятельность с детьми, когда музыка звучит фоном;

– специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;

– упражнения на внутреннее слышание.

Пассивная музыкотерапия, а в частности слушание представлено следующими видами.

Музыкопробуждение – включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна.

Утренний прием в группе можно начинать под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого несравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, я бы сказал, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей» из книги «Эффект Моцарта». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

– «Утро» — музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»

– «Скерцо» — современный эстрадный оркестр

– Музыкальные композиции – оркестр Поля Мориа

– Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

– Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр).

Музыкосон – прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

– Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

– «Времена года» П.И. Чайковского.

– Бетховен – соната № 14 «Лунная».

– Бах – Гуно «Аве Мария».

– Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

– Анугама «Голоса океана». Музыконаслаждение – слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопив-шейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

– «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

– Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

– Музыка для здоровья («Легкие»).

– Бах «Органные произведение».

– Вивальди «Времена года».

Достоинствами музыкотерапии являются:

– Легкость и простота применения.

– Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

В заключении хочется отметить, что влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников и помогает быстрее запомнить новый материал.

Кинезитерапия – своеобразный вид терапии движениями. «Кинезис» – движение, «Терапия» – лечение.

К активным видам кинезитерапии относится – танцетерапия. Развитие терапии с помощью танца началось со времен второй мировой войны. Танцетерапия прописывалась людям, нуждающимся в физической и эмоционально реабилитации. Танцетерапия прочно укрепилась на своих позициях в начале 60 годов прошлого века. У ее истоков стояли хореографы Рудольф фон Лабан и Мери Уигман.

Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации. Преобразуясь в движение, чувства определяют отношение человека к собственному телу. В результате у человека возникают новые творческие возможности. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм. Для выраже-ния личности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок и т.д.

Большинство детских врачей по всему миру признают танцы для детей одной из лучших физических практик, рекомендованных детям. Танцетерапия позволяет ребенку в возрасте от 3 лет не только научиться двигаться под музыку, но и решить многие психологические задачи, стоящие перед ними в этом возрасте, выработать эффективные стратегии социальной адаптации. Танцы в значительной мере влияют на рост и физическое развитие ребенка, помогают правильному формированию скелета, развитию мышечного корсета. У детей раннего возраста еще слабый опорно -двигательный аппарат, и если ребенок малоподвижен, то с его развитием могут появляться такие неприятные последствия как сколиоз, косолапие, плоско-стопие. Танцетерапия являются отличной профилактикой таких заболеваний. Кроме того, прыжки и вращения, развивают вестибулярный аппарат и умение ребенка ориентироваться в пространстве. Стабилизируется работа мозжечка, благодаря чему решаются проблемы с координацией движения. Через многократное повторение ритмических движений развивается мышечная память. Работа над разными мышечными группами позволяют бороться с такими страшными детскими заболеваниями как гипертонус мышц и детский церебральный паралич.

Читайте:  Недельное меню для ребенка 11 месяцев: 5 основных правил и рецепты

Танцевально-двигательная терапия с дошкольниками предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец, танец-импровизация, пластика тела, танец рук, коррекционная ритмика, современный детский или народный танец. Детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела, т.к. его развитие идет от движения и эмоции к слову. У малыша отсутствие умения владеть своим телом, так называемая мышечная свобода, проявляется в двух видах: 1) как «зажим» («перенапряжение») отдельных или всех групп мышц; 2) как излишняя разболтанность, развязность. Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.

Современный ребенок испытывает дефицит движений. Даже занятия физкультурой, утренние гимнастики и физкультминутки на занятиях не восполняют его в полной мере.

Двигательная активность – важный фактор профилактики многих заболеваний и укрепления здоровья воспитанников. Танцевальные движения оказывают влияние на физическое и психологическое развитие ребенка. Занятия снимают стресс, укрепляют мышечную систему, корректируют отклонения от нормы физического развития, повышают жизненный тонус, формируют систему знаний о здоровом образе жизни.

Основная цель танцетерапии – в процессе музыкально-пластической деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных.

Содержание по танцетерапии в работе с дошкольниками:

– Разминка в быстром темпе: выбирается ведущий (взрослый или ребенок), который предлагает выполнять танцевальные движения под быструю музыку – все участники повторяют за ним движения.

– Работа в парах по принципу «зеркало»: один ребенок в паре – ведущий – с закрытыми глазами показывает любые движения, которые вызывает в нем звучащая музыка, другой – его отражение («зеркало») – с открытыми глазами все повторяет. В процессе игры дети должны меняться ролями.

– Театрализация движений. Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально или коллективно. Техника перевоплощения: придумать свое животное и изобразить его; изобразить животное, которое изображено на картинке; передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и т.п.

– Изобразить процесс (работа по группам, задания на карточках): связка воздушных шариков, которые сдуваются; клумба с распускающимися цветами; коробка тающих шоколадных конфет; отклеивающиеся от стены обои; тающий снег и капающие сосульки; аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками; падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак; грядка с овощами после дождя; обед в зоопарке; теплица с растениями; тающее мороженое и т.п.

– Изобразить характер местности: лиственный лес осенью; хвойный лес зимой; смешанный лес летом; фруктовый сад с плодами; вьюнок на заборе; степь; заливной луг; садовый участок; кукурузное поле и т.п.

– Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств. «Я – эмоция» – передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, отчаяние, смущение, радость, спокойствие, нежность, растерянность, лень, удивление, успех, сочувствие, восторг, умиротворение и т.д.

– Техника круговых движений. Изобразить характерные походки: солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; ученика, идущего в школу; ученика, идущего из школы; мамы, идущей из магазина и т.п.

Танцевальная терапия помогает снять «зажимы», агрессию, развить воображение, фантазию, избавиться от страхов, преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, научиться воспринимать звук, ритм, тембр, учит согласовывать движения собственного тела с музыкой. А самое главное, способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.

1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008.

2. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная тера-пия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004.

3. Трифонова С.В. Танцетерапия для детей как ме-тод оздоровления. – М., 2007.

Источник: http://infourok.ru/sovremennie-metodi-art-terapii-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-544024.html

Арт-терапия для детей: виды, методики, средства

В последние годы в дошкольной образовательной системе стараются внедрять прогрессивные инновационные методики оздоровления детей. Они позволяют эффективно выполнять задачи, которые сегодня стоят перед педагогическим составом. Одним из самых востребованных направлений является методика арт-терапии.

Арт-терапия — это один из самых результативных методов психотерапии, где задействуют творчество и различные художественные приемы. Коррекция арт-терапией является наиболее мягкой и продуктивной. Она позволяет разрешать различные задачи, начиная от проблем социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала. Ведущая цель арт-терапии заключается в освоении процесса самопознания у ребенка и развитии у него способности самовыражения.

Виды арт-терапии

  • Изотерапия. Продуктивный вид терапии с внедрением всевозможных средств искусства: лепка, аппликация, рисование. При проведении рисуночной терапии проводятся занятия, направленные на совершенствование восприятия и детского воображения. Творчество помогает ребенку раскрыться, улучшить чувственно двигательную координацию и конкретно образное мышление;
  • Библиотерапия. В качестве основного инструмента выступает литературное произведение. Оно позволяет разрешить внутренние проблемы ребенка. В качестве литературных источников могут использоваться романы, сказки, повести. Библиотерапия помогает преодолеть психологические проблемы, включая застенчивость, неуверенность;
  • Музыкотерапия. Результативная терапия, которая помогает укрепить здоровье ребенка. Педагог заранее подбирает подходящие мелодии и звуки, с помощью которых можно оказать позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. В практике выделяют как индивидуальную, так и групповую музыкотерапию. Первая необходима для восстановления доверительного отношения между педагогом и ребенком, вторая для развития коммуникативных навыков с другими детьми;
  • Кинезитерапия. Современная терапия, которая включает в себя хореотерапию, танцетерапию, коррекционную ритмику. При этом ребенок двигается так, как ему хочется, без подчинения всех действий тренеру. Танцы помогают детям выплеснуть всю негативную энергию и получить массу позитивных эмоций.

К наиболее эффективным методам также относится фототерапия, цветотерапия, игротерапия и песчаная терапия. Все они помогают перебороть чувство отверженности и позволяют повысить самооценку в собственных глазах.

Методы арт-терапии

  • Активный. В этом случае вся процедура направлена на проектирование новой творческой композиции. Ребенок учится воплощать в реальность собственное творение без оценки качества и красоты;
  • Пассивный. Основное предназначение данной методики — использование заранее подготовленных видов искусств, например, прослушивание музыкальной композиции, просмотр увлекательных видеороликов;
  • Смешанная. Ребенок использует имеющиеся произведения искусства для проектирования своих личных продуктов творчества.

Применение арт-терапии является наиболее продуктивным способом социальной адаптации. Ее внедрение в сферу дошкольного образования позволяет детям принимать полноценное участие в жизни общества, развивать креативность мышления и целостность личности.

Арт-терапия в работе с детьми

Главной задачей современной техники арт-терапии является переход от отрицательных переживаний к положительным эмоциям. Прогрессивные методики, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, позволяют раскрыть внутренний потенциал ребенка и максимально активизировать его работоспособность.

Основными средствами арт-терапии выступают различные материалы, которые используются в искусстве: карандаши, фломастеры, ручки, 3Д-ручки, бумага, кисти, 3Д-принтеры, видеоматериалы, мелодичная музыка и многое другое. Все большую популярность среди детей и подростков приобретают 3D-устройства, которые позволяют создавать объемные объекты. Они помогает детям развивать собственную фантазию и навыки объемного мышления, реализовывать собственные мечты и снимать психоэмоциональное напряжение.

В качестве инновационного средства современной детской арт-терапии может выступать комплекс «Творческая мастерская» от АНРО технолоджи. Педагогам и психологам он будет в первую очередь интересен тем, что позволяет в себе совмещать сразу несколько видов арт-терапии: песочную, водную и театр теней. «Творческую мастерскую» также можно использовать как удобный детский столик для занятий изотерапией.

Детская арт-терапия играет ведущую роль в формировании личности ребенка. По словам педагогов, прогрессивная методика терапии содействует раскрытию потенциала и способствует наилучшей адаптации наших детей в обществе.

Источник: http://anrotech.ru/blog/art-terapiya-dlya-detej/

Арт-терапия для детей

На сегодняшний день разные психологические проблемы встречаются как у взрослых, так и у детей. Однако, работа психолога с детьми во многом отличается от работы со взрослыми. Ведь у взрослых восприятие бывает логичным и структурированным в том случае, как у детей все наоборот. Именно поэтому с ребенком нужно говорить на его языке. А что может быть лучшим методом в этом случае, чем арт-терапия?

Сам этот вид терапии является уникальным и, благодаря тому что в нем есть много методов и методик, да и разновидности, то он все больше и больше набирает популярность. И в данной статье мы поговорим на эту тему, рассматривая данную методику более подробно.

Применение

Специалисты данной области поняли одну истину: чем проще бывают упражнения и чем понятнее разные техники для людей, тем проще бывает клиенту раскрываться перед психологом. А чем быстро раскрывается клиент, тем легче специалисту понять все что с ним происходит.
И на сегодняшний день такую популярную и легкую методику как арт-терапия широко используют в психотерапии, в проведении реабилитационных и корректирующих работ и даже сами родители зачастую пользуются этим методом для воздействия на своего ребенка.

Это не значит, что арт-терапия применима только в работе с детьми, так как на сегодняшний день специалистами она широко используется и во время работы со взрослыми. Ведь всем легче выражать свои тревоги, чувства и внутренний дискомфорт с помощью искусства. А тот факт, что сам клиент не знает о том, как будут интерпретировать его творение, делает арт-терапию замечательной техникой. Ведь в этом случае клиент уже не может »обманывать» психолога, прячась за словами.

Несколько слов о важном

Сама арт-терапия является методом в психотерапии, в котором используется творчество клиента во время работы с ним. В арт-терапии применяются такие виды искусства как рисование, лепка, сочинение, фотография, актерское мастерство и даже кино.

Читайте:  Что такое БПР плода и какие нормы по неделям: таблица показателей и расшифровка отклонений

В работе, с помощью разных творческих поделок, клиент раскрывает себя. Это помогает психологу получить информацию о конкретном человеке, переделать его страхи, разные модели поведения, взгляд на мир и тому подобное.
Из особенностей данной техники можно привести четкость и структурированность. Именно эти особенности и помогают как клиенту, так и психологу.

Можно смело сказать, что все занятие, во время которого клиент включает творческое проявление самого себя, являются арт-терапией. Их можно использовать двумя способами:

  1. Терапевт дает конкретную тему или сюжет и пациент должен придерживаться этому сюжету;
  2. Клиенту предоставляется полная свобода и он может творить все что желает. После того, как клиент заканчивает, начинается обсуждение »творения», чтобы понять сюжет и тему.

Так что можно смело утверждать, что арт-терапия является творческим подходом к серьезным проблемам.

Виды арт-терапии

Важным и уникальным для арт-терапии является тот факт, что клиент во время проведения терапии (во время прохождения заданий) отдыхает и полностью расслабляется.

К тому же она способствует тому, чтобы клиент раскрылся, не боясь и не думая над тем, правильно ли делает то, что делает. Ведь в арт-терапии нет правильного или неправильного подхода. Если с годами человек может скрываться, лукавить, лгать, то в искусстве он этого делать не может. Когда человек творит, он остается собой.

Что касается видов арт-терапии, то тут можно выделить те, которые способствуют психотерапии:

  1. Изотерапия или изобразительное искусство – тут чаще всего используют лепку, рисование, роспись, воссоздание собственных снов. В современной психотерапии этот вид арт-терапии самый популярный. Во время этой терапии клиент расслаблен, ведь тут нет правильных ответов, главное это форма, цвет и размер рисунка. Человек может спокойно рисовать все то, что будет соответствовать его состоянию и настроению.
  2. Игровая терапия – тут терапевты чаще используют театральную игру и песочную терапию. Во время игровой терапии человек может моделировать необходимое поведение, проигрывать это поведение. Или же ее применяют в тех случаях, когда пациент слишком зажат и нужно освободить его от поведенческих зажимов и пробовать применять новую модель поведения.
  3. Фототерапия – одна из интересных видов арт-терапии. Несмотря на то, что фототерапия является самой молодой техникой, все же уже успела стать одной из популярных. Под ней понимается как само фотографирование, так и создание коллажей, украшение интерьера фотографиями, выбранными самим, создание фотогалереи и тому подобное. Во время этого метода пациент в некотором роде украшает мир и свое окружение. Он видит, находит эту красоту, снимает, а потом и преобразовывает свое окружение.
  4. Музыкотерапия – это подразумевает сочинение, проигрывание или же просто прослушивание музыки. Доказано, что когда человек слушает музыку, то может найти нужный настрой. Этот вид арт-терапии часто используют во время стрессов, при депрессивных расстройствах человека, в работе с теми, у кого нарушен сон или же болезнь Альцгеймера.
  5. Сказкотерапия – данный вид является многофункциональным и, отчасти, именно из-за этого является одной из популярных. Ведь сказкотерапия применима в работе со всеми возрастными группами и особенно эффективна в работе с детьми. Во время этого вида арт-терапии пациент либо слушает сказку, которую читает психолог, либо сам сочиняет сказку. Если человек просто слушает, то он может найти ответы на вопросы, которые мучают его. А когда пациент сам сочиняет сказку, то он там раскрывает (в большинстве случаев на бессознательном уровне) свои проблемы, тревоги, стремления, желания и самостоятельно ищет выход из трудных ситуаций.
  6. Библиотерапия – использование книг, литературы. Это во многом похоже на сказкотерапию.
  7. Имаготерапия – использование театра, образов. Тут терапевт предлагает сыграть пациенту определенную роль. Она применима больше во время групповой терапии, где человек может видеть себя и свои проблемы со стороны.
  8. Кинезитерапия – использование движений, танцев. Многие путают кинезитерапию с занятием танцами. Этот вид арт-терапии подразумевает свободное и спонтанное проявление своих движений в свободном танце. Иными словами, здесь клиент может двигаться (танцевать) так, как ему угодно и удобно. Тут нет инструкции и правил. Она нацелена на то, чтобы клиент мог освободиться и устранить негативные эмоции. Ведь все те эмоции, которые человек не выражает, скапливаются внутри человека и, в конечном итоге, приводят ему к тому, что психика человека начинает разрушаться. А во время танца человек может без проблем и не нанеся никакого вреда избавиться от накопившихся эмоции.

Важно понимать, что все виды арт-терапии направлены на то, чтобы человек мог выражаться и познавать самого себя. Так как зачастую бывает так, что даже сами взрослые люди бывают не в состоянии понять мотивы своих действий и не могут понять почему они поступили так, а не иначе. А арт-терапия помогает человеку раскрыться и дойти до самопонимания.

Арт-терапия в работе с детьми

Наверно каждый психотерапевт согласится с тем, что им труднее всего работать с детьми. Сложность работы с ребенком заключается в первую очередь в том, что ему трудно высказывать и объяснить то, что ему причиняет страх, тревогу, беспокойства и тому подобное. Нужно также учитывать, что и психика у детей является очень хрупкой и ранимой.

Именно поэтому арт-терапия является незаменимым средством в работе с детьми. Она с легкостью может выявить проблемы у ребенка или же корректировать как психические, так и поведенческие настрои малыша.

Из-за своей ранимости все дети с легкостью могут обижаться, испугаться, каждая мелочь у них может вызвать стресс, раздражение. Поэтому, как только родители замечают в поведении своего ребенка что-то некорректное или неправильное, то естественно начинают применять разные методы. Но, в конце концов, после того, как ничего не дает результатов, прибегают к арт-терапии.

Важно понимать, что наставления, критика, нравоучения, наказания, оскорбления и подобное не могут оказать нужный эффект и не могут помочь ребенку у которого есть проблемы.

Поэтому необходимо обратиться к специалисту, который с легкостью и без вреда для ребенка может выявить проблему и начать исправление.

Основными преимущества арт-терапии для детей это:

  • Защищенность;
  • Простота;
  • Доступность;
  • Заманчивость.

Во время арт-терапии ребенка никто и ничем не ограничивает, а, как известно, свобода дает человеку шанс раскрыться. И в этой расслабленной атмосфере ребенок раскрывает себя и свои страхи, делится тем, что мешает ему жить спокойно. К сожалению, многим родителям для того, чтобы создать такую атмосферу, не хватает терпения, они критически относятся к своему ребенку и вечно контролируют его, говоря это можно, а это нельзя. Все это приводит к еще больше зажатости детей и к новым психологическим проблемам.

Несмотря на то, что на сегодняшний день есть очень много видов арт-терапии, все же в работе с детьми чаще всего применяются следующие виды:

  1. Изотерапия – это очень распространённый вид арт-терапии, которая включает в себя рисование, лепку, работу с глиной и т.п. В начале работы ребенок может рисовать только каракули, но как только у него начнут разрушаться внутренние зажимы, то его рисунок будет дополняться все больше и больше, следуя определенному сюжету.
  2. Песочная терапия – помимо эффективности является полезной для развития мелкой моторики у детей, да и каждому ребенку причиняет огромное удовольствие играть с песком. Поэтому песочная терапия является одной из самых любимых видов самовыражения детей.
  3. Монотипия – во время этого вида арт-терапии на листке бумаги образовывают пятно, а ребенок описывает это пятно или же дорисовывает картинку.

Каждый метод в арт-терапии дает возможность ребенку раскрыться и, используя искусство, рассказать терапевту или взрослому о своей проблеме. Однако этим не заканчивается миссия арт-терапии, так как благодаря ее и с помощью специалиста ребенок может не только показать свою проблему, но и поменять свое отношение, изменить модель поведения или же научиться новой стратегии поведения, которая поможет ему в конкретном случае. А непринужденность и свобода делают эту технику любимой для всех детей.

Кое-что напоследок

Как убедился каждый, арт-терапия является полезной как для детей, так и для взрослых. После работы с психотерапевтом клиент сможет избавиться от своих внутренних проблем, страхов, тревог, комплексов и т.п. А после этого у него освобождается свой потенциал и человек обретает уверенность в себе, что является бесценным.

Если же пациентом психотерапевта является ребенок, то работа будет эффективной только в том случае, когда специалист работает со всей семьей. Ведь именно там ребенок проводит свое время по большей части и именно в семье и формируется у него та или иная проблема.

Уже давно доказано, что в большинстве случаев причины разных психологических и личностных проблем у человека появляются в детстве. А это означает, что родители должны быть очень внимательны к своим детям.

Использование арт-терапии в современном мире очень популярно и для этого есть масса причин, о котором мы уже говорили выше. Когда человек понимает, что он может свободно самовыражаться и его творение никто не будет оценивать, то он начинает расслабляться и открывать себя и свой внутренний мир. А специалист спокойно наблюдает, не думая о том, что пациент может его обмануть.

Творчество – самая любимая вещь для детей, поэтому дети с охотой соглашаются на арт-терапию и более того, сами с удовольствием и с нетерпением ждут следующего сеанса.
Естественно, арт-терапия не волшебное направление, которое может избавить человека от всех бед и разных проблем. Но все же, недооценивать его положительное воздействие тоже нельзя.

Источник: http://psihter.ru/detskaya-psihologiya/art-terapiya-dlya-detey/

Adblock
detector