Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Набирающая популярность среди современных родителей идея так называемого педагогического прикорма вовсе не является очередной модной тенденцией в сфере ухода за детьми. Именно таким, наиболее доступным и естественным образом на протяжении всей истории человечества дети приобщались к обычной пище по мере того, как материнского молока становилось недостаточно. Дискуссии о том, какой вид прикорма является наиболее полезным, зачастую заставляют родителей изучить тему детского питания как можно глубже и детальнее.

Многие мамы задаются вопросом, когда и как начинать прикорм ребенка

Схема педиатрического прикорма традиционно разрабатывается и внедряется детскими врачами; чем, когда и как начинать прикармливать малыша обычно советует педиатр. Если же мама принимает решение вводить «взрослые» продукты в рацион ребенка по принципу педприкорма, то она чаще всего руководствуется личными соображениями и опытом других родителей. Получить профессиональные рекомендации по этому виду прикорма можно у консультантов по грудному вскармливанию.

Чтобы развеять все сомнения родителей в выборе рациона для своего ребенка, попробуем проанализировать основные положения педагогического прикорма в сравнении с педиатрическим прикормом. Рассмотрим сроки, схемы ввода продуктов питания при педприкорме, а также некоторые особенности и ограничения, связанные с ним.

Естественный прикорм – немного теории

Естественный или педагогический прикорм – это способ поэтапного введения новых продуктов в минимальном количестве в рацион ребенка первого года жизни. Он предполагает, что младенец начинает знакомиться со «взрослой» пищей с общего семейного стола, как только у него появится желание (пищевой интерес). В отличие от традиционных схем прикорма, которые требуют приготовления отдельных специфических блюд, кормление ребенка органично вписывается в привычный семейный режим питания.

Схема введения новых блюд при таком варианте питания не требует каких-либо строгих правил. В любой прием пищи малышу предлагают попробовать от одной до трех доз новых для него продуктов.

Педагогический прикорм и грудное вскармливание

Наилучшим питанием для детей до одного года является материнское молоко. Педприкорм призван поддерживать грудное вскармливание столько, сколько это необходимо каждому конкретному ребенку. Совместить кормление грудью и введение обычной пищи при таком прикорме достаточно просто:

  • Всемирная Организация Здравоохранения придерживается мнения, что для младенцев идеальной пищей является грудное молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ, никакого другого питания и питья детям до полугода не требуется, а прикорм следует вводить по достижении ребенком 6 месяцев (подробнее в статье: схема прикорма ВОЗ по месяцам).
  • Продукты для прикорма не должны заменять материнское молоко. Следует продолжать грудное вскармливание в привычном ритме. Новую пищу в минимальных количествах целесообразно предлагать ребенку в перерывах между основными кормлениями молоком. Идеально, если знакомство малыша со «взрослой» едой будет происходить в семейном кругу во время общей трапезы.
  • По данным ВОЗ в возрасте одного года объем немолочного питания в рационе ребенка не должен превышать 25 процентов, к полутора годам – 50 процентов. Все необходимые для роста и развития питательные вещества ребенок продолжает получать из материнского молока, поэтому форсировать переход на иные продукты не следует.

Авторитетное мнение

Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский также придерживается мнения, что до 6 месяцев здоровому младенцу для питания и питья достаточно грудного молока. После этого возраста доктор рекомендует постепенно начинать прикорм. Схема введения новых продуктов, продвигаемая Комаровским, представляет собой типичный педиатрический прикорм.

Вместе с тем, доктор Комаровский не отрицает принципов педагогического варианта прикорма, если он удобен для конкретного ребенка и его семьи. Согласно Комаровскому, мать может продолжать грудное вскармливание так долго, как это необходимо ей и ее малышу, однако после 12 месяцев грудное молоко должно перейти из разряда основного детского рациона в статус полезной пищевой добавки. В этом возрасте ребенок готов перейти на преимущественно взрослый тип питания.

Основы педагогического прикорма

Изначально принципы педприкорма были сформулированы для детей, находящихся на грудном вскармливании. Ввиду этого приведенные ниже правила лучше впишутся в образ жизни грудничков, нежели малышей, питающихся молочными смесями:

  1. Питание матери должно быть полезным, разнообразным и исключающим вредные либо сомнительные продукты.
  2. Данный вариант прикорма предусматривает присутствие ребенка за общим столом во время принятия пищи взрослыми членами семьи. Ребенку дают удобную ложку, при желании он может дотянуться до маминой тарелки и ее еды.
  3. В течение одного приема пищи малышу разрешают попробовать до трех микродоз продукта, одного либо разных. Незнакомые продукты вводятся по одному в день, но также предлагается и та еда, которая уже была успешно опробована. На данном этапе важно не превышать объема порций, если ребенок настойчиво требует добавки, нужно постараться его отвлечь и переключить внимание на игру и т.п.

Прикорм хорошо проводить во время семейного обеда, продукты в этом случае должны быть самыми полезными

  • Увеличение объема порций можно начинать со второго месяца педприкорма. Постепенно доводим дозы уже знакомой и полюбившейся пищи до 2 чайных ложек. Новые продукты предлагаются, как и раньше, микродозами. Только к началу восьмого месяца прикорма порция введенного ранее продукта достигает 1-2 столовых ложек. К первому дню рождения ребенок должен познакомиться с большинством продуктов с семейного стола.
  • Педагогическая концепция предполагает не только приобщение ребенка к взрослым продуктам питания, но и к правильному поведению за столом. Малыш раньше привыкает есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами. Полезно сразу же приучать ребенка к чистоплотности во время еды, незамедлительно убирая крошки и капли со стола, и не допускать игр с пищей.
  • Какой вид прикорма выбрать?

    Принимая решение о том, какой способ введения прикорма лучше и полезнее, любая мама руководствуется прежде всего соображениями удобства и личных предпочтений. Если маме близки принципы естественного родительства, то ей понравится идея педагогического прикорма. Если же маме кажется более простой и безопасной какая-либо четкая схема введения специальных детских продуктов питания, логично будет сделать выбор в пользу традиционных педиатрических рекомендаций.

    Приверженцы педприкорма не имеют таких распространенных проблем, как отказ детей от некоторых видов пищи, так как в вопросах питания они ориентируются главным образом на желания своих малышей, стимулируя их естественный интерес к новым продуктам. Также мамы, выбравшие этот способ прикорма, утверждают, что к полутора годам их дети полностью переводятся на общий стол, охотно поглощают полноценные порции пищи и умеют самостоятельно есть ложкой.

    Благодаря педагогическому прикорму к полутора годам ребенок научится кушать самостоятельно

    В то же время вариации педиатрического прикорма также зарекомендовали себя как подходящие большинству детей. Они разрабатывались и совершенствовались врачами и специалистами по детскому питанию, проверены многими поколениями и в некоторых ситуациях могут оказаться более удобными, нежели кормление ребенка блюдами из рациона взрослых.

    Современные родители особенно озабочены вопросами качества и безопасности продуктов питания, равно как и рисками возникновения пищевой аллергии. Если мама осознанно выбрала принципы педприкорма для своего ребенка, ей необходимо уделять также повышенное внимание рациону всех членов семьи. Подобным образом у детей развиваются полезные пищевые и семейные привычки с самого раннего возраста, что поможет избежать многих проблем в будущем.

    Источник: http://vseprorebenka.ru/pitanie/prikorm/pedagogicheskij.html

    Педагогический прикорм при грудном вскармливании

    Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

    Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

    Плюсы

    • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
    • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
    • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
    • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
    • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
    • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
    • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.

    Минусы

    • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
    • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
    • При первых пробах кроха может давиться пищей.
    • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.
    Читайте:  Тест на беременность

    О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

    Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

    Когда можно начинать?

    Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

    Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

    Когда и с чего начинать?

    Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

    • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
    • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
    • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

    Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

    Педагогический прикорм вводят так:

    1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
    2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
    3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
    4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
    5. малыш ест продукт или выплевывает;
    6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
    7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
    8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

    Правила и принципы

    • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
    • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
    • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
    • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
    • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
    • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
    • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
    • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

    Признаки неправильного введения прикорма

    Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

    Мнение Е. Комаровского

    Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

    Источник: http://o-krohe.ru/prikorm/pedagogicheskij/

    Педагогический прикорм: плюсы и минусы, руководство к применению

    Педагогический прикорм считают относительно новым методом кормления младенцев. Хотя на самом деле это давно известный процесс. Никаких пюре в баночках раньше не существовало и ребенку чуть не с рождения давали еду с общего стола. Так ему прививали культуру потребления пищи и связь с семейными традициями.

    Педприкорм достаточно прост и не требует от мамы много труда или времени. Наоборот, этот вид питания освобождает родителей от уговоров «съесть ложечку». Однако перед его введением следует посоветоваться со специалистом, имеющим опыт применения этой техники кормления.

    Что такое педагогический прикорм

    Термин подразумевает, в первую очередь, обучение — правилам питания, поведению за столом, умению получать удовольствие от приема пищи и ценить ее. Фактор насыщения остается на втором месте.

    Концепция педприкорма основана на убеждении, что малыш должен «созреть» для получения взрослой еды: научиться сидеть, проявлять живой интерес к рациону родителей, расстаться с рефлексом выталкивания.

    Маме не нужно готовить для ребенка или уговаривать его съесть пюре из баночки. Малыш получает ту же пищу, что и вся семья. Еду слегка разминают или дают небольшими кусочками, формируя навык жевания и постепенно знакомя младенца с рационом близких.

    Педагогический, или естественный прикорм гармонично дополняет основное вскармливание и создает все условия для усвоения взрослой еды.

    Плюсы

    Преимущества педагогического прикорма очевидны. Ребенка не отделяют от других членов семьи, ему позволяют сидеть за общим столом и участвовать в трапезе, а затем и совместных разговорах. Так он привыкает к мысли, что еда — это серьезный процесс, а не развлечение, учится общаться.

    Чуть повзрослев, малыш участвует в совместных обедах уже без помощи.

    Другие плюсы педагогического прикорма:

    • знакомство младенца с пищей происходит по его желанию;
    • ребенок усваивает традиции семьи, учится нормам поведения за столом, знакомится с этикетом;
    • готовится к детскому саду;
    • прикорм избавляет от финансовых трат на покупку детского питания, экономит время и силы родителей.

    Детей, которые выросли на педприкорме, редко приходится уговаривать поесть. У них всегда прекрасный аппетит и пищеварение, практически не бывает аллергии.

    Минусы

    Не существует научной базы, обосновывающей пользу педагогического прикорма. Для некоторых мам это может стать причиной недоверия и отказа от методики.

    Недостатки естественного прикорма:

    • тяжело понять, какой продукт вызвал аллергическую реакцию или расстройство кишечника, если это случилось;
    • нет норм и сроков введения новых продуктов;
    • всей семье придется перейти на здоровое питание, отказавшись от любимых, но вредных блюд;
    • в начале прикорма ребенок будет давиться кусочками пищи, а мама беспокоиться.

    Зачастую отсутствие ограничений (ребенок пробует, что хочет) пугает родителей больше всего. Привыкнув к рекомендациям ВОЗ и знаменитых докторов, они не представляют, как малыш сам будет решать, что ему съесть. Некоторые мамы считают часы приема пищи личным временем и отдыхом от ребенка, поэтому для них такой прикорм неприемлем.

    Кому подходит и не подходит

    Педприкорм — идеальный вариант для родителей, которые берегут свое время и не боятся дать малышу немного самостоятельности, позволяя выбирать еду. Эта методика подойдет мамам, приветствующим кормление по требованию и не желающим часами уговаривать ребенка съесть ложечку безвкусной массы из баночки.

    Читайте:  Противовирусный препарат Арпефлю: инструкция по применению для детей

    Естественный прикорм хорош для детей с плохим аппетитом. Прием пищи по выбору не формирует отвращения к еде, а возможность попробовать несколько блюд стимулирует желание перекусить.

    Но есть дети, которым педагогический прикорм не рекомендован. Это малыши, которые к полугоду не набрали нужный вес. Не всегда подходит свободный тип питания грудничкам на искусственном вскармливании. В этом случае лучше посоветоваться с педиатром.

    Вряд ли удастся ввести такой прикорм в семье, где ни папа, ни другие родственники не соглашаются на диетическую пищу. Поэтому педприкорм нужно либо принять сразу и безоговорочно, либо вообще не практиковать.

    Когда вводить

    Ребенок готов к естественному прикорму, если ему исполнилось 6 месяцев, прорезались зубки, малыш хорошо сидит и проявляет интерес к родительской еде. Но все дети разные, поэтому одни начинают пробовать взрослую пищу в 5 месяцев, а другие в 7 и позже.

    При ГВ

    Педагогический прикорм для ребенка на грудном вскармливании можно вводить немного раньше, если он к этому готов. Поддержка организма ферментами грудного молока благоприятно сказывается на переваривании и усвоении новой пищи. Поэтому взрослая еда редко вызывает расстройство кишечника или аллергию.

    Практикуя педприкорм, не стоит давать младенцу витамины и микроэлементы по аналогии с баночным питанием. Грудное молоко полностью покрывает потребности младенца в полезных веществах.

    При ИВ

    По мнению педиатров, при искусственном вскармливании педагогический прикорм неэффективен и даже вреден. Однако опыт многих мам показывает, что это не так.

    Малыши на ИВ, получающие взрослую пищу, прекрасно справляются с ней и хорошо себя чувствуют. Только вводить педприкорм в этом случае нужно на 2–4 недели позже (не в начале, а в конце шестого месяца).

    Подсказок, которые показывают, что младенец готов к получению взрослой пищи, может быть несколько:

    • появились зубки;
    • малыш научился сидеть и расстался с рефлексом выталкивания твердой пищи;
    • наблюдается увеличение веса в два и более раз;
    • ребенку не хватает искусственной смеси, он проявляет явный интерес к маминой тарелке.

    Если младенец находится на ИВ, не нужно форсировать события. Он сам попросит кусочек, когда захочет. Если этого не происходит, не следует заставлять есть насильно. В любом случае, проба взрослой пищи — это лишь один из вариантов прикорма.

    Как вводить естественный прикорм

    Показывать новую еду ребенку начинают с 3–4 месяцев. Малыша берут с собой за стол, с аппетитом обедают так, чтобы он видел. Затем мама знакомит младенца с правилами поведения на кухне, готовит при нем, сервирует стол, дает играть ложкой.

    Когда ребенок достигает физиологической зрелости, вводят прикорм:

    1. Мама накладывает в тарелку порцию еды и садится за стол с младенцем на левом колене.
    2. Предлагает ребенку маленькую ложку и начинает есть.
    3. Если кроха проявляет интерес к пище, мама дает попробовать из своей тарелки немного еды.
    4. Младенец ест или выплевывает.
    5. Понравившийся продукт можно положить на отдельную тарелку (1–2 ч. л) и дать грудничку, чтобы он не орудовал в мамином блюде..

    Если прикорм проходит без реакций на новую пищу, порцию еды увеличивают, а набор продуктов расширяют.

    Основные правила

    Введение педагогического прикорма не имеет строгих правил, однако некоторые рекомендации нужно соблюдать:

    • Не следует дополнительно измельчать или блендерировать продукты, готовить отдельно. Ребенок должен есть блюда в том же виде, что и родители.
    • Пока малыш не способен сидеть сам, он ест на коленях у мамы. Позже ему предоставляют свой стульчик и посуду.
    • Младенец продолжает получать грудное молоко, употребляя его до или после пищи с тарелки взрослого.
    • Во время кормления не нужно развлекать малыша, уговаривать его, позволять игры с едой.
    • Не стоит отдельно допаивать грудничка. Если он потянулся к чашке с чаем, можно дать ему глоток.

    Осваивая педагогический прикорм, следует исходить из того, что ребенку должно быть интересно за столом. Как только он начинает баловаться или безобразничать — спускают на пол и отправляют в свою комнату.

    Если мама периодически позволяет себе вредные продукты, есть их нужно вдали от малыша и, конечно, не давать младенцу. Это будет не отступлением от правил педагогического прикорма, а проявлением благоразумия.

    Схема введения продуктов

    Никакой специальной последовательности или отсчитывания граммов при педприкорме нет — мы не едим, мы пробуем новые вкусы. Сколько смог съесть — столько и съел.

    Однако есть рекомендации, которые нужно соблюдать независимо от того, находится ребенок на искусственном или грудном вскармливании.

    Таблица — Педагогический прикорм по возрасту:

    Продукты Порция, грамм
    6 мес. 7 мес. 8 мес. 9 мес. 10 мес. 11 мес. 12 мес.
    Размятые овощи 10–120 80–120 150 170 >180 >180 >180
    Фрукты 5–60 50–60 60 70 70–80 100 >50
    Сухари, сушки, хлеб 30–50 30–50 30–50 30–50 50 50 >100
    Гарнир из круп 10–150 150–180 150–180 180–200 >200 >200 >200
    Масло сливочное 3–5 3–5 3–5 5 5 5 >5
    Сок фруктовый 10–30 30–50 30–50 50 60 80 >100
    Мясо 10–30 30–50 50–70 60–70 70 80 >80
    Каша на молоке 10–30 30–50 50–100 100–200 100–200 100–200 >200
    Кефир, домашний йогурт 10–30 30–50 50–70 70–100 100–150 150–200 >200
    Творог 10–30 30–40 30–40 40–50 40–50 40–50 >50
    Яйцо или желток 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 >0,5
    Рыба 10–30 30 30 30–40 30–50 30–50 >50

    Все, чем питается мама, через несколько часов оказывается в грудном молоке. Таким образом, малыш на ГВ уже с рождения «ест» взрослую еду, но в измененном виде. Поэтому ему можно давать любой невредный продукт со стола, но в очень небольших количествах.

    Проблемы

    Педприкорм на первых порах может вызвать неудобства. Непривычный к твердой пище младенец часто давится кусочками еды, закашливается и пугает родителей.

    В этом случае маме нужно научиться различать, когда ребенок действительно не способен справиться с едой или он жует и глотает, но при этом давится. Если не проявлять бурных эмоций и не кидаться к ребенку с выражением ужаса на лице, он быстро научится справляться с твердой едой.

    Другой проблемой при педагогическом прикорме может стать аллергическая реакция. При разнообразии продуктов трудно понять, что именно вызвало диатез, поэтому специалисты советуют не обращать внимания на чуть покрасневшие щечки и продолжать пробовать новую пищу. Но если легкий симптом перейдет в обширную сыпь, коросты, багровые пятна — прикорм следует отменить.

    Ничего страшного, если в кале появятся кусочки непереваренной еды. Кишечник только привыкает к новой пище, ферментов еще недостаточно — к 1,5–2 годам все нормализуется.

    Другие виды прикорма

    Помимо педагогического, существует педиатрический прикорм. Второй вариант нам более привычен, но не является естественным. Ребенку дают определенные продукты в нужных количествах, вводя их строго по возрасту.

    Такой вид прикорма удобен врачам, поскольку позволяет контролировать питание сразу большого количества детей одновременно. При этом выбор и желания ребенка не учитываются.

    Педагогический прикорм, в отличие от педиатрического, максимально приближен к естественному типу питания и не создает психологических проблем ребенку. Этот простой и действенный «дедовский» способ позволяет ненавязчиво познакомить младенца с новой едой и создать базу для здоровых пищевых предпочтений в будущем.

    Полезное видео о педагогическом прикорме

    Список источников:

    • Л. Казакова и К. Соловей. Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищи // Мой ребенок, 2003г
    • Леви В.Л. Нестандартный ребенок, 3-е изд.// М.: Знание, 1989г. 256 с.
    • Почему рекомендации наших педиатров и ВОЗ отличаются? Статья-размышление педиатра А. Парецкой «Новые правила введения прикорма»
    • А.А. Камалова. Обновленные европейские рекомендации по введению прикорма у детей – тема для размышлений // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2017; 62:(6)
    • Тутельян В.А., Конь И.Я. (ред.). Детское питание. Руководство для врачей // М: МИА 2009; 946 с.
    • Сорвачева Т.Н., Гордеева Е.А., Аникиева Е.Н. Прикорм. От регламентов к индивидуальному подходу // Вопросы соврем педиатрии 2011; 10 (5): 45–48.

    Источник: http://mama66.ru/pitanie-rebenka/pedagogicheskij-prikorm

    Что такое педприкорм и как его организовать?

    Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам supermams.ru подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

    Что такое педприкорм?

    Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

    Педиатрический прикорм был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки. Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью. Поэтому ребенка активно кормят. Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

    Читайте:  Отчисление За Прогулы

    В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому. Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки. Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

    Чем хорош педприкорм

    Педприкорм – прикорм для ленивых мам!

    • Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
    • Не нужно тратиться на дорогое детское питание
    • Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
    • Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов

    Кроме того, педприкорм полезен для детей:

    • Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
    • Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
    • Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
    • У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
    • Ребенок учится самостоятельно есть.

    Когда уже можно вводить педприкорм

    Вообще, ВОЗ не рекомендует вводить какой бы то ни было прикорм раньше 6 месяцев. Кроме того, критериями введения педприкорма являются:

    • Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
    • Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.

    Как организовать педприкорм?

    Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам supermams.ru, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.

    • Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
    • За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
    • Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
    • Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
    • Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
    • Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
    • Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
    • Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
    • По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
    • Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
    • Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
    • Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
    • Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.

    Педприкорм в цифрах

    Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.

    • 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
    • До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
    • Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
    • До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
    • До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
    • 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
    • 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
    • 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
    • После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
    • С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
    • После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока

    И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.

    Источник: http://supermams.ru/pedprikorm.htm

    Adblock
    detector