Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения

Дизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.

Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.

В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.

Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.

Терминология — формы и стадии нарушения

Выделяют несколько основных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:

  1. Бульбарная. Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
  2. Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
  3. Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
  4. Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
  5. Подкорковая. Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
  6. Смешанная. Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.

Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести нарушения речи:

  1. Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
  2. Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
  3. Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
  4. Степень IV. Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.

Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой псевдобульбарной дизартрии, своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.

Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».

Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
  • нейроинфекции.

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

Особенности клинической картины

Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.

При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.

Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
  • заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
  • происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
  • тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.

Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная беспричинная утомляемость;
  • нарушение равновесия;
  • неспособность к имитации элементарных упражнений;
  • сложность ориентации в пространстве.

Условная классификация больных

Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:

  • дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
  • пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.

Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;
  • КТ головного мозга;
  • исследование проводимости нервных импульсов.

Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Коррекция и лечение

Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.

Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:

  • обучение физиологически верному дыханию;
  • дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
  • массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
  • назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
  • корректировка произношения и развитие выразительной речи;
  • увеличение разговорной активности;
  • выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.

Медикаментозное лечение

В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и витаминов, основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.

В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:

  • снимающие сосудистые спазмы – Пантогам;
  • ноотропы – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
  • метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
  • седативные – Тенотен, Ново-пассит.
Читайте:  Зодак таблетки - инструкция по применению

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.

Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.

Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:

  • регулярно посещать с ребенком логопеда, — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
  • разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
  • вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
  • оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ;
  • вести профилактику нейроинфекций – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.

При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.

Источник: http://neurodoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/stertaya-dizartriya.html

Стертая дизартрия у детей

  • Что это такое?
  • Причины
  • Проявления
  • Как проводится диагностика?
  • Лечение

Стертая дизартрия встречается почти у половины детей с недоразвитием речи или фонетико-фонематическими нарушениями. Но такой вердикт логопеда не должен пугать родителей – проблема преодолима.

Что это такое?

Стертой называется дизартрия, при которой нарушения речи связаны с небольшими нарушениями работы артикуляционного аппарата. Обычно это нарушения, связанные с нечетким произношением, искажением звуков, детская речь с малой выразительностью.

Впервые термин предложили использовать в 1969 году. С тех пор дефектологи не прекращают научных споров о сути патологии, пытаясь ее конкретизировать. Чаще проблему называют минимальным дизартрическим расстройством. Врачи в Европе называют ее артикуляционной диспраксией.

Причины

Считается, что в основе нарушения речи лежит слабость или чрезмерная напряженность мышц артикуляционных органов – губ, языка, мягкого неба. Мышцы пребывают в аномальном состоянии по причине поражения центральной нервной системы. Часто стертая форма дизартрии связана с некоторыми неблагоприятными факторами, которые воздействовали на ЦНС ребенка в период его пребывания в материнской утробе, а также после рождения.

Среди внутриутробных причин чаще называют гестоз, высокое давление у будущей мамы, почечную недостаточность, резус-конфликт, сахарный диабет матери, фетоплацентарную недостаточность. Эти состояния приводят к гипоксии, а нехватка кислорода сказывается на развитии головного мозга и нервной системы. Повлиять могут инфекции, которые поразили ребенка в утробе. Чаще всего легкая стертая форма дизартрии свойственна деткам, которые перенесли инфекцию в третьем триместре.

Патологические роды – еще одна причина нарушения речи. Считается, что вызвать гипоксию со всеми вытекающими для нервной системы последствиями могут слишком долгие или быстрые роды, долгий период нахождения без вод, обвитие пуповиной вокруг шеи.

Если ребенок родился совершенно здоровым, то причиной формирования дефектов речи могут выступать осложнения после прививки, вирусные заболевания, инфекции, которые чадо перенесло в первые месяцы жизни, то есть в период, являющийся доречевым.

Проявления

Стертую дизартрию самостоятельно распознать родителям практически невозможно. Нарушение речи минимально, и обратить внимание на него может только специалист во время проведения логопедического обследования. Наиболее часто такая патология становится очевидной в возрасте 5-6 лет. До этого возраста некоторая неразборчивость отдельных звуков расценивается как дислалия, и только упорность ее и отсутствие эффекта от развивающих занятий у логопеда может навести на мысль о том, что дело кроется в дизартрии.

Дети со стертой формой дизартрии немного отстают от сверстников физически, часто имеют небольшой рост, дефицит массы тела, у них узкая грудная клетка. Часто малыши очень неуклюжие, они куда быстрее ровесников устают при нагрузке и им бывает сложно сделать одновременное синхронное движение, например, двумя руками.

У них слабее развита мелкая моторика, им сложнее дается сборка конструкторов, задача застегнуть пуговицы на одежде или завязать шнурки на обуви. Им трудно дается рисование, лепка. Дети школьного возраста с таким диагнозом пишут неразборчиво и очень медленно.

Дети с дизартрией, даже стертой ее формой, не имеют в своем распоряжении богатого разнообразия мимики, у них часто бывает несимметричны носогубные складки.

Такие дети легко возбудимы, часто суетятся, либо, наоборот, несколько заторможены. Наиболее часто трудности звукопроизношения связаны с неправильным или затрудненным произношением свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Особенности звукопроизношения заключаются в том, что проблемная группа звуков произносится неразборчиво.

Как проводится диагностика?

Для того чтобы обследовать ребенка, нужно обратиться к логопеду. Этот специалист проведет серию тестов на мелкую моторику, мимику, способность свободно артикулировать, проверит, насколько правильным является речевое дыхание у ребенка. Если логопед заподозрит стертую дизартрию, он обязательно порекомендует родителям посетить с ребенком детского невролога.

Этот доктор назначит электроэнцефалограмму головного мозга, может провести электронейромиографическое обследование, при необходимости – МРТ головного мозга. С результатами этих исследований и заключением невролога о состоянии нервной системы и артикуляционных мышц ребенок снова отправится на прием к логопеду. Он заведет специальную коррекционную логопедическую карту и составит индивидуальную программу реабилитации в дополнение к назначенным неврологом медикаментам.

Лечение

Лечить стертую дизартрию у детей дошкольного и школьного возраста следует комплексно. Нужен совместный труд невролога и логопеда. Это позволит добиться стойкого желаемого эффекта, при котором от дефекта полностью удастся избавиться. Единственное, что требуется от родителей, – большое терпение и последовательность, ответственность за выполнение всех назначений, ведь коррекция довольно длительная.

Невролог назначает обычно прием ноотропных медикаментов, витаминов группы В. В комплексе такое лечение позволяет активизировать работу нервной системы, а также улучшает кровообращение головного мозга. Ребенку показан массаж, рефлексотерапия. Часто врачи рекомендуют записать ребенка со стертой дизартрией в секцию плавания. Именно занятия плаванием улучшают состояние мышц, а также улучшают моторные навыки.

Дошкольнику показана пальчиковая гимнастика, а детям школьного возраста рекомендуют артикуляционную гимнастику, освоить которую должны родители. Специалисты покажут, какие упражнения помогут снять мышечные зажимы, какие – расслабить артикуляционные мышцы и как комбинировать их с дыхательными упражнениями.

Логопед поставит неправильно или неразборчиво произносимые звуки, а потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Логопедические занятия часто дополняются логопедическим массажем. Следует приготовиться к длительному курсу лечения – он составляет от года и более.

Учитывая, что дефекты речи минимальны, на развитии ребенка они могут и не сказаться, но даже небольшие отклонения в звукопроизношении мешают нормально выстраивать коммуникацию, что так или иначе может отразиться на психологическом развитии ребенка.

При своевременно начатом лечении прогнозы благоприятные. Дефекты речи удается устранить полностью.

Подробнее о дизартрии рассказывает специалист в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Источник: http://o-krohe.ru/bolezni/stertaya-dizartriya/

Стертая дизартрия у детей — симптомы, причины и методы ее коррекции

Что такое стертая дизартрия?

Читайте:  Лучшие каши для первого прикорма

Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).

Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.

Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.

На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:

  • в подборе правильной артикуляционной позы;
  • знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки;
  • в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например, при ответе у доски).

Причины появления стертой дизартрии

Зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития.

Для понимания сути патологии и составления грамотной схемы коррекции, необходимо знать, какие причины могут привести к стертой дизартрии. Их несколько:

  1. Во время пребывания в утробе матери на плод могли воздействовать различные инфекционные заболевания матери – вирусные гепатиты, краснуха, герпес, токсоплазмоз и т.д.
  2. Иммунологическая несовместимость с плодом, артериальная гипертензия и токсикоз во время беременности, на фоне которых развилась фетоплацентарная недостаточность. Это достаточно опасное состояние, которое приводит к недостатку питательных веществ и кислорода у плода, что приводит к гипоксии.
  3. Повреждение плода во время стремительной или затяжной родовой деятельности. Возникновение патологии провоцирует продолжительный безводный период, а также использование акушерских щипцов.
  4. Послеродовой период и первые годы жизни малыша – это тоже потенциально опасное время для малыша. Повреждение ЦНС может произойти после травм, осложнений после вакцинации, а также на фоне энцефалита и менингита.

Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.

В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении, и в звукоразлечении.

Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования.

Как правило, расстройство становится очевидным в возрасте 5-6 лет. При этом клиническая картина у детей может отличаться в зависимости от того, какая область мозга была поражена: у кого-то выражены фонетические нарушения, у других детей – просодические, у третьей группы пациентов – оба расстройства присутствуют в равном объеме.

Есть определенные речевые и неречевые симптомы, указывающие на стертую дизартрию:

  • Общая моторика. Ребенок достаточно быстро устает после нагрузок. Есть определенная неловкость во время движения, малышу трудно выполнять определенные упражнения на уроках физкультуры: пройтись по мостику, простоять на одной ноге и т.д.
  • Мелкая моторика. Для этого расстройства характерно повышенное напряжение мышц, поэтому большинству детей, страдающих от этой стертой дизартрии, ставят гипертонус рук. Такому ребенку сложнее завязывать шнурки, шарф, лепить что-то из пластилина, держать карандаш.
  • Речевое развитие. У детей есть проблемы с просодикой и звукопроизношением. Просодика – это оформление речи, т.е. тембр, интонация и т.д. Темп либо замедлен, либо стремителен, есть паузы. В речи таких детей встречаются повторения и замены букв, нарушение лексики и грамматики. Наблюдается небольшой словарный запас. Кроме того, малышу трудно произносить слова, состоящие из чередующихся согласных.

Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок.

В логопедии есть определенный список признаков, по которым родители могут заподозрить у своего ребенка это речевое расстройство:

  • Ребенок говорит либо слишком медленно, либо слишком быстро.
  • Он пропускает окончания, буквы или заменяет их другими в письменной речи.
  • Сложности в постановке смыслового ударения.
  • Нечеткая артикуляция звуков.

Стертая дизартрия: диагностика у детей дошкольного возраста

Диагностика данной патологии вызывает определенные сложности, что объясняется схожестью симптоматики с другими патологиями – афазией и дислалией. Обязательно изучается анамнез малыша, выясняются особенности течения беременности у матери.

Диагностическое обследование включает в себя:

  1. Обследование у логопеда. Специалист проводит определенные тесты на мимику, мелкую моторику рук. Он проверяет правильность речевого дыхания. Изучается качество грамматики, звукопроизношения. Если есть подозрения на речевое расстройство, то ребенка направляют к неврологу.
  2. Неврологическое обследование. Для уточнения диагноза невролог назначает ряд диагностических мероприятий: электроэнцефалограмму, компьютерную томографию или МРТ.

Со всеми полученными результатами ребенок вновь направляется к логопеду, который должен на основании полученных сведений составить план работы, необходимые коррекционные упражнения для исправления патологии.

Лечение и коррекция

Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.

С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

Работа с логопедом

Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.

Специалист использует следующие методики:

  • Пальчиковая гимнастика. Эти занятия используются для коррекции патологии в дошкольном возрасте. Важно, чтобы упражнения проводились в игровой форме, чтобы малыш не потерял интерес. К примеру, дети могут собирать конструктор, что-то лепить и т.д.
  • Артикуляционная гимнастика. Она направлена на укрепление мышц. После занятия детям намного легче воспроизводить звуки, правильно используя органы речи.
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.

Источник: http://logopedprofiportal.ru/blog/744615

Что нужно знать о стертой дизартрии?

Стертая дизартрия остается одной из самых распространенных детских логопедических проблем. Она представляет собой нарушение речи, связанное с поражением нервной системы.

Как правило, ребенок не испытывает сложности с произнесением изолированных звуков, но не может автоматизировать и дифференцировать их в общем речевом потоке.

Читайте:  Имунорикс для детей

По степени тяжести стертая дизартрия относится к легкой форме нарушения речи и может быть выявлена только при обследовании специалистом. Как правило, она обнаруживается лишь в 5-6 летнем возрасте.

Причины стертой дизартрии

Зачастую речевые проблемы вызваны частичной неполноценностью иннервации мышц языка, губ и мягкого нёба.

Специалисты объясняют такое состояние поражением определенных участков центральной нервной системы во время беременности матери, процесса родов или первых недель жизни ребенка.

Называют следующие причины нарушения речи:

1. Имеющиеся у будущей мамы патологии во время беременности

  • токсикоз;
  • артериальная гипертензия;
  • нефропатия;
  • иммунологическая несовместимость с плодом.

Эти и другие факторы могут вызвать фетоплацентарную недостаточность, которая, в свою очередь, приводит к недостатку кислорода и питательных веществ у плода, что приводит ко внутриутробной гипоксии и задержке в развитии.

2. Внутриутробные инфекции

  • герпес-инфекция;
  • цитомегалия;
  • любая форма гепатита;
  • токсоплазмоз.

3. Патологический процесс родов

  • затяжные роды;
  • стремительные роды;
  • продолжительный безводный период;
  • асфиксия новорожденного;
  • применение щипцов;
  • вакуум-экстракции.

4. Болезни в доречевой период

  • осложнение после вакцинации;
  • тяжелый процесс течения инфекционного заболевания;
  • менингит;
  • энцефалит.

Патогенез

При стертой дизартрии наблюдаются выраженные фонетические нарушения и плохая работа артикуляционного аппарата, что приводит к значительному ухудшению в интонации и в выразительности речи.

При обследовании в большей части случаев специалист выявляет поражение нервной системы и соответствующее нарушение функций мышц.

При проблемах с тройничным нервом ограничено движение нижней челюсти, есть синкенезия губ и языка.

Нарушения лицевого нерва влекут за собой сложность и ограниченность мимики, также наблюдается асимметрия носогубных складок и их сглаживание.

Поражение языкоглоточного нерва вызывают языковую назализацию, гиперсиливацию, а движения корня и спинки языка затруднены.

Ограничение функций подъязычного нерва приносит трудности в поднятии языка и удержании артикуляционной позы.

Классификация

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении и в звукоразлечении.

Симптомы стертой дизартрии

Основной спектр проблем касается артикуляционного аппарата.

У ребенка может быть выявлены:

  1. Проблемы с произношением звуков, их замена, смешение, искажение. Самый распространенный симптом — проблемы со свистящими и шипящими, также дети упрощают слова и опускают звуки в сочетании согласных.
  2. Нарушенная просодика. Наблюдается заметный недостаток в выразительности, эмоциональности речи, тембр нарушен, голос тихий и монотонный, возможно произношение «в нос», ослаблен речевой выдох.
  3. Паретичность артикуляционных мышц, при которой язык малоактивен, кубы расслаблены даже во время речи, уголки губ опущены.
  4. Мышечная эластичность. Она влечет за собой скудность мимики, напряженность лицевых мышц, толстый, малоподвижный язык, прижатую к деснам верхнюю губу.
  5. Гиперкинезы, симптомом которых служат дрожание при нагрузках языка и голосовых связок. Наблюдается в большинстве случаев в сочетании с повышенным мышечным тонусом артикуляционного аппарата.
  6. Апраксия, что означает затруднения артикуляции и переключение от одного движения ее аппарата к другому при речи.

Также может наблюдаться повышенное слюноотделение во время речи, а при логопедической гимнастике специалист может заметить отклонение языка от средней линии.

Существуют и другие симптомы. Так, у детей с дизартрией зачастую есть сложности с мелкой моторикой, они с большим трудом застегивают пуговицы, не любят рисовать или собирать конструктор. Отмечается также вялость, апатичность ребенка или напротив, его чрезмерная активность и возбудимость.

Осложнения

При нарушении речи неизбежно страдает и восприятие слов, их звуковой структуры, образования и сочетаний. Это может повлечь за собой:

  • бедность речи;
  • проблемы в обучении;
  • дальнейшую дисграфию.

Также дефекты произношения могут привести при дальнейшем взрослении к ряду психологических проблем, среди которых:

  • замкнутость;
  • плохая социализация;
  • комплексы и фобии;
  • склонность к депрессии.

Диагностика дизартрии

При выявлении нарушений речи проводится комплексное исследование, основными пунктами которого должны стать консультации логопеда и невролога.

Неврологическое обследование включает в себя, помимо прочего:

  • рентген;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • электронейрографию.
  • степень тяжести дизартрии;
  • наличие сопутствующих нарушений;
  • состояние мимических и артикуляционных мышц;
  • динамику развития речи;
  • нарушения при письме.

После прохождения всех специалистов и получения полной картины проблем можно начинать лечение.

Логопедическая работа при стертой дизартрии

При восстановлении речи основными являются занятия с логопедом. Работа обычно делится на с несколько этапов, первый из которых включает нормализацию мышечного тонуса, просоники, речевого дыхания и др.

Следующей целью становиться развитие новых произносительных умений и третий этап в работе логопеда посвящен развитию коммуникативных способностей. Четвертый этап направлен на предупреждение последующего вторичного развития дизартрии.

Упражнения при стертой дизартрии

Для восстановления функций моторики артикуляционного аппарата используют несколько комплексов упражнений.

  1. Гимнастика для жевательных мышц, которая включает в себя движения челюстью, открывание и закрывание рта, надувание щек.
  2. Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек. В нее входят различные движения губами — вытягивание, поднятие, сворачивание в трубочку.
  3. Пассивная гимнастика для мышц языка. Механические воздействия для принятия нужной позиции мышц.

Постановка звуков при стертой дизартрии

Обычно последовательность формирования правильного произношения следующая:

  • обучение необходимому способу подачи воздушной струи;
  • использование мягкой голосоподачи;
  • выработка правильной позиции органов артикуляции.

Для тренировки правильного положения губ и языка при произношении звуков необходимым является комплекс артикуляционной гимнастики. Он включает в себя ряд упражнений, направленных на тренировку необходимых лицевых мышц.

Занятия направлены на следующее:

  • подготовка артикуляции для шипящих и свистящих букв;
  • тренировка ритмичного переключения артикуляции;
  • тренировка положения губ и языка;
  • выработка тонких движений языка и его вибрации.

Массаж при стертой дизартрии

Основным массажным комплексом является логопедический. Он производится как без использования специальных инструментов, так и с помощью зонда.

При логопедическом массаже воздействию подвергаются мышцы лица и полости рта. В случае гипертонуса характер процедур носит расслабляющую функцию, а при гипотонусе он укрепляющий.

Часть упражнений для нормализации тонуса щек и расслабления губ родители могут выполнять самостоятельно.

Прогноз и профилактика

Дизартрия не угрожает физическому здоровью ребенка. Однако, если игнорировать проблемы с речью ребенка, в будущем они могут стать причиной психологических и социальных затруднений. Необходима правильная диагностика старательное выполнение рекомендаций врачей.

При регулярном и тщательном выполнении упражнений, а также подключении всех необходимых видов реабилитации, с симптомами стертой дизартрии можно справиться и в будущем речевые нарушения полностью исчезнут.

Источник: http://logoprav.ru/defekty/stertaya-dizartriya

Adblock
detector