Как работает детская память, и что ребенок запомнит из своего детства

Родители стараются сделать детство ребенка насыщенным, радостным и ярким. Довольно обидно, что, вырастая, ребенок не помнит из этого детства буквально. ничего! Не помнит, как в три года он впервые увидел в зоопарке жирафа. Как в четыре года вы поехали в отпуск в Испанию, и там он купался в море, с визгом убегая от волн. Или как впервые познакомился с соседской собакой, которая облизала ему нос, и он хохотал до слез.

Неужели все это исчезает безвозвратно, и мы никогда ничего из этого не вспомним? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнит наш ребенок?

Младенческая амнезия: что искал Фрейд?

Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.

Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.

” Интересно, что дети с откровенно несчастливыми младенческими годами, и дети, чьи первые годы жизни были наполнены любовью и заботой, имеют первые воспоминания, относящиеся приблизительно к одному периоду жизни. Разумеется, возраст первого воспоминания разнится — от 2,5 до 7-8 лет. Но зависит он от совсем других факторов.

Дети вспоминают, если. так принято

Установлено, что насколько ранними воспоминаниями будет обладать ребенок, зависит от национальной культуры. Например, исследования, проведенные в Корнельском университете в США, показали, что у обучающихся там студентов из Китая детские воспоминания начинаются на полгода позже, чем у их американских сверстников, и выглядят совершенно иначе. Воспоминания американцев были эмоционально окрашенными, в центре — они сами, их чувства, впечатления, реакция близких на события. Китайские студенты вспоминали о каком-то запоминающемся факте без личного контекста.

— Все дело в различии между воспоминаниями: «В зоопарке были тигры» и «В зоопарке я видел тигров, и, хотя они были страшные, мне было очень весело», ‒ поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

В США родители поощряли воспоминания: они расспрашивали малышей, понравилось ли им увиденное, закрепляли, напоминая о ярком событии спустя день, два, неделю.

В китайском обществе, как выяснилось, не принято интересоваться впечатлениями и воспоминаниями детей, а раз их воспоминаниям никто не придавал ценности, то они и не сохранялись.

Интересно исследование новозеландских психологов, который изучали воспоминания представителей местной народности маори. Возможно, в психологах взыграл патриотизм, но они уверяют, что высокое значение, которое маори придают культу прошлого, способствуют тому, что малыши этой народности помнят себя чуть ли не раньше всех в мире – с двух с половиной лет!

Азиаты помнят себя в среднем с четырех с половиной лет, европейцы – с трех с половиной, а представители маори – с двух с половиной лет.

Ярче воспоминания у детей, росших в большой семье или испытавших стресс

Итак, с национальной культурой мы разобрались, обратимся к культуре семейной. Психолог Федерика Артиоли провела исследование в своей родной Италии, славившейся ранее своими большими семьями и крепкими родственными связями. Сегодня там, как и во всей Европе, все чаще встречаются семьи «папа+мама+ребенок». Госпожа Артиоли обнаружила, что дети, выросшие в традиционных многопоколенных семьях – с бабушками, дедушками, дядями, тетями и кузенами обладают воспоминаниями о более раннем детском возрасте, и они гораздо ярче и насыщеннее, чем у их сверстников из маленьких семей.

Очевидно, это происходит по той же причине, по какой маленькие китайцы помнят себя с пяти лет, а европейцы – с четырех: воспоминания детей в большой семье, где с ними все возятся и балуют, эмоционально окрашены гораздо сильнее. К ребенку постоянно обращаются, заставляя формировать собственный набор воспоминаний.

Интересно, что знак эмоционального фона не имеет значения; в другом исследовании Федерика Артиоли вместе с коллегой Элейн Риз выяснила, что дети, пережившие развод родителей до своего семилетия, хранят более ранние детские воспоминания! Исследовательницы предполагают, что этому может быть простое логическое объяснение; например, мама, оставшись вдвоем с ребенком на руках, невольно расширяет круг общения, поручая заботу о нем другим родственникам, то есть, формируя ту самую «большую шумную итальянскую семью», но факт остается фактом: дети разведенных родителей хранят воспоминания с возраста 2,5 лет. Видимо, ранее человеческий мозг запомнить ничего не может.

Мы не запоминаем или забываем?

Интересный, но до сих пор не до конца понятный науке вопрос: почему мы до 2,5 лет все забываем? Ведь это как раз тот возраст, когда наш мозг впитывает все, как губка: мы «загружаем» в него огромный объем информации, и больше никогда до конца жизни нам не удастся его использовать с такой эффективностью. Почему же мы ничего не помним? Есть несколько версий.

Мы не можем запомнить то, что не можем описать

Очевидно, что даже самые ранние детские воспоминания появляются в тот момент, когда мы хотя бы в минимальной мере овладеваем речью. Возможно, наша память начинает крепнуть только тогда, когда мы можем описать увиденное словами. Действительно, в возрасте до трех лет мы вынуждены запоминать происходящее в виде образов, без словесного «конспекта», который помог бы структурировать воспоминания. Как только мы осваиваем речь, наше сознание (и система запоминания) перестраиваются, и более ранние воспоминания стираются, как неактуальные.

У этой версии есть два существенных возражения. Во-первых, глухие дети, не освоившее к этому возрасту язык жестов, помнят себя приблизительно с такого же возраста, как и их овладевшие речью сверстники. Во-вторых, что мешает нам просто описать словами впечатлившие в младенчестве образы и упорядочить их «задним числом»?

Мы все запоминаем, но забываем

Другая версия – мы постепенно забываем случившееся с нами в раннем детстве, как только появляются более свежие воспоминания. В самом деле, если начать ревизию своей памяти, то вы обнаружите, что оттуда «вывалились» не только период младенчества, но целые месяцы и даже годы нашего детства. Несомненно, в десять лет мы могли без труда описать события, произошедшие с нами в течение года, однако в 30 лет уже непросто сходу ответить на вопрос, чем тогда был примечателен ваш апрель, или как прошел октябрь, когда вам было восемь.

Эта точка зрения даже подтверждена экспериментальными исследованиями: ученые из американского Университета Эмори записывали разговор матерей с их трехлетними детьми сразу после каких-то ярких событий: посещения зоопарка, первого дня в детском саду. Затем ежегодно, на протяжении шести лет с детьми беседовали и просили вспомнить об этих событиях.

Выяснился удивительный факт: оказывается, в нашей жизни есть еще один рубежный возраст – семь лет. До семи лет дети в состоянии вспомнить 60% событий, случившихся с ними в возрасте трех лет. Но при этом стираются какие-то детали, иногда довольно существенные, например, место и время события. Между 8 и 9 годами треть от вспоминаемых ранее событий забылась напрочь, зато оставшиеся 40% мы уже помним ярко и четко, порой описываем даже более подробно (поскольку лучше научились пользоваться речью), чем годом ранее.

В детстве мы просто не успевает «отрастить блок памяти»

Где хранятся воспоминания? Ученые уверены, что могут дать почти точный ответ на этот вопрос: в части мозга, называемой гиппокампом. Механизм работы гиппокампа не ясен, но понятно, что именно этот участок мозга каким-то образом отвечает за перевод воспоминания из кратковременных в долговременные; именно он решает, что мы запомним, а что – забудем.

На примере больных, у которых был поврежден гиппокамп, показано, что они больше не могут запоминать новые события, хотя при этом продолжают постепенно усваивать новые навыки – в точности как младенцы.

Известно, что при болезни Альцгеймера, для которой характерна утрата памяти, именно уменьшение объема гиппокампа становится одним из первых признаков развития заболевания. Так может, у младенцев просто слишком маленький гиппакомп, чтобы он мог полноценно функционировать?

Читайте:  Астигматизм у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение

Если ребенок все забыл, можно ему напомнить

Ну и, наконец, еще одна удивительная способность детской памяти: вспомнить (достоверно, ярко и с подробностями) то, чего не было. Причем сделать это могут не только завзятые фантазеры и выдумщики; стоит немного подтолкнуть ребенка, как он начинает «вспоминать» описываемые события!

К сожалению, таким образом у детей часто формируются ложные воспоминания, более того, их можно создать даже у взрослых. Примером могут послужить все те же Соединенные Штаты Америки, где одно время пошла настоящая волна судебных дел, связанных с сексуальными домогательствами к несовершеннолетним. После сеансов у психотерапевтов, которые искренне пытались докопаться до корня проблем своих пациентов, подростки и даже взрослые люди «вспоминали» эпизоды сексуального насилия, которые, оказывается, были спрятаны глубоко в памяти. С этой информацией пациенты отправлялись в суд и требовали компенсировать перенесенные ими моральные страдания. Оказалось, что иногда речь действительно идет о подавленных воспоминаниях, а иногда – о вновь сформированных, причем отличить одни от других мог только опытный специалист. Сами же пациенты сделать это совершенно не в состоянии.

Какой вывод можно сделать из этой, несомненно печальной, практики? Самый оптимистичный!

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка остались приятные и радостные воспоминания о детстве – формируйте их! Почаще напоминайте ему о хороших событиях. Просите рассказывать об особо интересных моментах – и не один раз, а регулярно. Показывайте фотографии и видео, где запечатлены яркие и забавные ситуации. Обсуждайте эмоции, которые испытывал ребенок в этот момент.

Ведь чем ярче и полнее наши воспоминания о счастливом детстве, тем счастливее мы будем во взрослой жизни!

24.08.2020
Подготовила Полина Иванова

Источник: http://sibmama.ru/detskaya-pamyat.htm

Развитие памяти у детей

Определение памяти и её сущность

Память – это познавательная способность накопления, сохранения и воспроизведения навыков, действий, знаний, слов и прочей информации.

Комплексное развитие памяти у детей – процесс, волнующий и педагогов, и психологов. К определению степени условно-рефлекторных связей малыша родители с должной серьезностью начинают подходить на 2-3 году его жизни – когда ребенок пытается заучивать несложные фразы и стишки. Между тем, естественное развитие памяти у детей начинается с появлением ранних условных рефлексов – с 14-16 дней, когда в процессе кормления, при взятии на руки малыш демонстрирует определенные пищевые реакции:

  • тактильные действия;
  • шатания головой;
  • раскрывание ротика и т.д.

Если в латентном возрасте для формирования узнаваемости ребенку достаточно пары дней, в 2-3 года опыт узнавания (а, следовательно, и запоминания) требует нескольких недель, и уже к 6-7 годам этот период составляет не менее трех лет. Поэтому развитие памяти у детей происходит в строгой последовательности — с обязательным использованием имеющейся опытной базы.

Виды памяти

  1. По характеру психической активности:
    • двигательная;
    • эмоциональная;
    • образная;
    • словесно-логическая.
  2. По характеру целей деятельности:
    • произвольная;
    • непроизвольная.
  3. По продолжительности сохранения материала:
    • долговременная;
    • кратковременная;
    • оперативная.

Развитие памяти от 6 до 12 лет

Развитие памяти у детей дошкольного возраста очень важно. Свои первые четкие воспоминания мы обращаем к возрасту 4,5-5 лет, но это не значит, что развитие памяти у детей ранней возрастной группы происходит произвольно. Развивать память у ребенка 6 лет не очень сложно. Формировать внимание, навыки логического мышления, осознанное запоминание необходимо с полутора лет – в процессе игры, на основе приобретенных рефлексов, ассоциируя картинку создаваемого образа с тем, что малышу интересно и доступно, — а, следовательно, провоцируя его на воспроизведение.

Яркие положительные эмоции – основа для формирования качества памяти. Но если в дошкольном возрасте в сфере запоминания принимает участие вторая сигнальная система, определяющая поведение малыша, в 7-12 лет произвольная память связана с развитием личности, ее интеллектуальным уровнем. Выполняя творческие задания или математические упражнения, ребенок приобретает базу знаний, необходимых к воспроизведению конкретных действий, — поэтому весьма важно, чтобы форма и метод постижения науки ему были интересны и внятны.

Как развивать память у ребенка, не нарушив его гармоничной эмоциональной и физиологической целостности, знают опытные педагоги. Нужно учитывать особенности развития памяти у детей. Развить память у ребенка 10 лет можно, учитывая его психологические особенности. Современные дидактические методики, основанные на многолетних исследованиях в области психологии, — бесценный ключ в формировании всесторонне развитой личности ребенка, живущего в эру глобальной компьютеризации.

Специалисты «Академии развития интеллекта AMAKids» внедряют уникальную программу дошкольного обучения детей, основанную на принципах ментальной математики, поэтому комплексное развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста охватывает все ее виды:

  • наглядно-образный;
  • словесно-логический;
  • механический и т.д.

Развитие памяти у детей входит в обязательную программу дошкольного обучения. С низким порогом восприятия и запоминания ребенок не сможет успешно постигать школьные дисциплины, поэтому наша задача – создать для него необходимые условия формирования данных навыков, сопутствующих:

  • логическому мышлению;
  • интуиции и анализу;
  • аргументируемому умозаключению.

Учитывая тот фактор, что временных связей у малышей 4-6 лет еще недостаточно, для формирования навыков запоминания и осмысленности специалисты используют наколенный детский опыт в рамках развития речи, проявление интереса к игровым и техническим действиям. Развитие памяти у ребенка 9 лет, посещающего AMAKids, происходит в процессе дидактической игры, четко формирующей основные жизненные умения, – с обязательным применением рациональных педагогических методик для конкретной возрастной группы.

Развитие памяти от 12 до 16 лет

Развитие памяти у детей школьного возраста – один из «слонов», на которых держится хорошая успеваемость. Говоря о развитии мышления, необходимо обратить внимание на воспитание памяти – иными словами, ребенок должен хотеть запоминать, воспроизводить, осознавать. А это достигаемо лишь в ходе выполнения интересных, захватывающих и иллюстрированных заданий.

Родители, прибегающие к услугам психологов, сталкиваются с проблемой качества памяти школьников как результатом угасания интереса к учебным предметам. Как улучшить память ребенка, если у него занижена самооценка? Какими методами мотивации возродить желание к интеллектуальной, творческой реализации подростка в школе?

Занятия в «Академии развития интеллекта AMAKids» ориентированы на различные возрастные группы слушателей. Ментальная арифметика, основанная на уникальном методе счета, — это возможность развить и улучшить память ребенка младшего, а также среднего школьного возраста, о чем свидетельствуют отзывы многочисленных клиентов.

Формула успеха подготовки малыша к взрослой, самостоятельной жизни состоит из концептуальных методических содействий родителей и наставников, закладывающих сверх генетической базы пласт необходимых знаний. Хотите, чтобы ваш ребенок был всесторонне развитым? Мечтаете дать малышу профессиональное стартовое обучение гуманитарным и точным наукам? Стремитесь организовать внеурочный досуг дочери или сына творчески и ярко, привив любовь к музыке, изобразительному искусству?

Позвоните или напишите в AMAKids, и мы поможем вам убедиться в том, что ваш ребенок – прирожденный гений.

Методики развития памяти у детей

Методов развития памяти у детей очень много. Один из самых популярных – метод Цицерона. Его суть состоит в том, что запоминаемые объекты находятся в знакомом помещении. И ребенку достаточно вспомнить это помещение, чтобы образ нужного предмета сразу возник у него в голове.

Развитие с помощью упражнений

В системе формирования памяти принимают участие звуковые, вкусовые, обонятельные и зрительные раздражители, дополняющие друг друга и нередко в определенной степени доминирующие. Комплекс анализаторов, определяющих основной тип памяти, используется в физическом, а также дидактическом развитии ребенка. С этой целью занятия в дошкольном учреждении предусматривают использование:

  • ярких иллюстраций;
  • объемных предметов;
  • симулирующих игрушек;
  • звуковых и музыкальных инструментов.

Источник: http://amakids.ru/about_us/blog/memorika/razvitie-pamyati-u-detey/

Вся правда о детской памяти

Память ребенка – сложный механизм. Иногда о детях говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Любые родители хотят, чтобы эта фраза не относилась к их ребёнку. Поэтому возникает вопрос: как развить память сыну или дочери?

Что такое память?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс — осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

Классификация видов памяти

Человеческая память до конца не изучена. Но сейчас можно с уверенностью сказать, как работает её механизм:

  1. Запоминание;
  2. Сохранение;
  3. Воспроизведение при узнавании;
  4. Забывание.

Существуют два вида запоминания информации: произвольное и непроизвольное. Произвольное запоминание — это специальное. К нему можно отнести зубрёжку стихов, исторических дат, математических формул. В этом случае большую роль играет мотивация. Непроизвольное запоминание довольно непредсказуемо. Ребёнок запоминает то, что увидел, услышал, потрогал. Какая-то информация попадает в раздел долговременной памяти, а другая уничтожается, потому что не нужна, ребёнок ей не пользуется. При запоминании материал определяется особенным устройством головного мозга – энграммами.

Читайте:  Психосоматические причины невралгии

Существуют два вида сохранения информации: динамическое и статическое. Динамическое сохранение относится к кратковременной памяти, статическое – к долговременной. Последний вид важен для учёбы ребёнка. Потому что ему нужно запомнить важный материал на уроках, потом вернутся к нему на экзаменах, дополнить при выполнении домашнего задания.

Забывать ненужную информацию так же необходимо, как запоминать важную. Забывание – это процедура уничтожения нейронных связей. Она нужна психике малыша, чтобы избежать перегрузки.

По мере напряжения психических процессов память делится на: эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первый вид памяти, который начинает развиваться у ребёнка, – это двигательная. С её помощью младенец учится управлять своим телом. Дальше возникает эмоциональная память. Благодаря ней малыш начинает узнавать родителей по лицу и голосу. Незнакомцам кроха улыбаться не станет. Образная память появляется ещё позже. К ней относится запоминание вкуса, осязаний, образов. Кроме этого, формируются ассоциации, с помощью которых процесс запоминания проходит легче. Самой последней развивается словесно-логическая память. Она помогает ребёнку формулировать свои мысли и превращать их в слова.

У детской памяти есть свои особенности. Например, у девочек быстрее и лучше развивается зрительная память и долговременная. А у мальчиков – двигательная. К тому же мальчишки лучше запоминают числа.

Возрастные особенности

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

Формирование памяти с 3 до 6 лет

Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный периол времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко усваивает важный для него материал, маленькие стихотворения. Он старается сам поставить задачу и достигает ее. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение иностранных языков. Так как же улучшить работу памяти у малыша 6 лет?

Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя им различные образы и слова родного языка.

Формирование памяти с 6 до 10 лет

В возрасте 6–10 лет особенно развивается внимание, происходят первые испытания памяти и внимания в учебных заведениях. У ребенка 9 лет эрудиция расширяется, растет интеллект. Если у малыша 7 лет присутствует недостаток внимания или не выходит сделать уроки, не следует ругаться. Необходимо узнать причину провала и попытаться всем вместе исправить положение.

Формирование памяти с 10 до 14 лет

У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.

Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.

Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету. Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства. Когда ему исполнилось 7 лет, юного школьника можно отдать на курс «Меморика» в «Академию развития интеллекта SMARTUM». После обучение малыш сможет управлять всеми процессами своей памяти, у него будет отлично развито образное мышление, и он научится систематизировать информацию. Кроме этого, учёба в школе превратится для него в занимательное приключение, ведь запоминать любой материал он будет легко и быстро, а новые науки воспринимать с интересом.

Источник: http://smartum.by/about_us/blog/memorika/vsya-pravda-o-detskoj-pamyati/

Память у детей: особенности, проблемы и коррекция

  • Характеристика
  • Виды
  • Особенности механизма запоминания
  • Причины плохой памяти
  • Описание развивающих методик
  • Развитие с помощью игр
  • Рекомендации специалистов

Мозг человека способен сохранять информацию об окружающем мире. Детская память своеобразна.

Характеристика

Память характеризуется способностью сохранения следов каких-то фактов и явлений в хранилище головного мозга с последующим воспроизведением.

У детей сначала проявляется наглядно-образная память. За время обучения в школе происходит формирование остальных видов.

Личности свойственно регулирование процесса закрепления в мозгу новых сведений. Только человек способен управлять формированием, развитием мыслительной деятельности и пополнением объёма памяти.

Основные этапы:

  • запоминание начинается с мысленного кодирования поступающей информации;
  • сохранение сведений в архиве мозговых структур происходит посредством организации и распределения новых знаний;
  • воспроизведение извлекаемых из памяти нужных данных зависит от основы структуры, в составе которых они фиксировались.

Произвольность и непроизвольность запоминания определяется конкретными условиями: намеренно или случайно человек усвоил информацию. Произвольная память срабатывает при желании индивидом запечатлеть факты в голове. Непроизвольная память представляет собой механическое фиксирование воспринятых мозгом сведений.

Оперативной памятью называют короткую мыслительную деятельность на период удержания в голове исходных данных при выполнении определённых действий, например, во время решения задачи.

По длительности сохранения различной информации бывает кратковременная и долгосрочная память. У детей в возрасте от 5 до 11 лет существенно улучшается краткосрочная память. Способы восприятия сведений позволяют вычленить другие её разновидности.

  • Образная память сохраняет новые данные, полученные с помощью органов чувств. Она подразделяется на осязательную, обонятельную, зрительную, слуховую и вкусовую.
  • Словесно-логическая память направлена на закрепление в мозгу текстов, представленных словами. Этот вид мозговой деятельности свойственен только человеку. При его реализации задействуется слухоречевой аппарат.
  • Двигательная память отвечает за запоминание разных движений. Этот вид мыслительной деятельности формирует у детей моторику пальцев, письмо, ходьбу, бег.
  • Эмоциональное запечатление событий тесно связано с различными переживаниями: радостью, страхом, огорчением и другими эмоциями.
  • Мозговая деятельность может отличаться феноменальной особенностью запоминания информации и точностью воспроизведения.

Особенности механизма запоминания

В раннем детстве преобладает непроизвольный вид памяти. Малыш запоминает сильные эмоции и то, на что взрослые направляют его внимание. В отличие от раннего периода жизни, у младших школьников память регулируется и управляется психической деятельностью. В первом классе дети начинают усваивать новые знания осмысленно. Отличительные черты запоминания у детей школьного возраста связаны с попытками мысленной систематизации информации.

Организация учебной деятельности в школе благоприятствует развитию различных анализаторов, помогающих хорошей усвояемости учебного материала.

Психологические установки на длительное его сохранение в голове способствуют эффективности процесса обучения. Исследование развития детской памяти позволило выделить несколько возрастных этапов.

Читайте:  Овариамин - инструкция по применению таблеток при планировании беременности, состав, побочные эффекты и цена

До 2 лет

У новорождённых детей двигательные впечатления имеют очень большое значение. Сначала начинает развиваться моторная память. Младенец запоминает движения, воспроизводит их. Его знакомство с миром тесно связано с тактильными ощущениями. Первым признаком запоминания является узнавание крохой звуков, издаваемых погремушкой. Младенец пытается повторить их, удерживая и покачивая в руках игрушку. Он трогает предметы, облизывает их, перебирает руками. Через прикосновения происходит активизация мозговой деятельности, появляются новые нейронные связи.

Малыш узнаёт членов семьи. Младенец улыбается им. К концу первого года жизни формируется умение самостоятельно передвигаться в пространстве. Приобретаемый двигательный опыт способствует формированию памяти. Дети помнят происходящие события совсем непродолжительное время. Ранние воспоминания у людей обычно отсутствуют.

До 6 лет

Большинство людей запоминает фрагменты своей жизни с 2-3 лет. В это время малыш учится умываться, застёгивать пуговицы, зашнуровывать обувь. Возраст характеризуется формированием социальных навыков и развитием долговременной памяти. Ребёнок начинает говорить и понимать речь окружающих.

Особенно надолго сохраняются в архиве мозга яркие события, вызвавшие наибольший интерес у малыша.

Лучше всего запоминаются сведения, связанные с определённым сюжетом или игрой. Дошкольник разбирается в цветовых оттенках, знает цифры и буквы. В данный отрезок времени включается воображение и образное мышление, которое отличается от мыслительной деятельности более раннего возрастного периода своей прочностью.

До 12 лет

Перед началом учебного процесса ребёнок способен совершать простые математические действия. Долгосрочная память развивается естественным образом, улучшается её качество. У первоклассников происходит значительная перестройка в структурах головного мозга при закреплении учебного материала.

В начальной школе начинает формироваться произвольное внимание. Ребёнок способен запоминать информацию осмысленно.

В этот период совершенствуется словесно-логическая мыслительная деятельность.

Установка второклассника на длительность удержания в голове информации связана с систематической проверкой учителями знаний, полученных в 1 классе. Для лучшего усвоения и запоминания информации нужно регулярно её повторять. Ребёнок учится запоминать целенаправленно.

Старше 12 лет

После того как ребёнку исполнится 12 лет, мозг начинает работать в полную силу. Мозговая деятельность мало чем отличается от работы мозга взрослого человека. В это время особенно рекомендуется посещение школьниками различных кружков и секций.

Причины плохой памяти

Очень важно начинать тренировку процесса запоминания с младенческого возраста. В дальнейшем полная или недоразвитая важнейшая психическая функция отражается на усвоении учебного материала, успеваемости школьника.

Недостаточный объём памяти и низкий уровень запоминания приводит ребёнка к потере веры в собственные силы и способности.

Симптомы нарушения прослеживаются в забывании имён знакомых людей, сложности воспроизведения сюжета неоднократно прочитанной сказки, выпадение из памяти недавних событий. Насторожить должна неспособность распознания своих вещей среди рядом лежащей одежды посторонних людей.

Каждый родитель способен справиться самостоятельно с небольшим снижением объёма усваиваемого ребёнком учебного материала. При возникновении серьёзных проблем необходимо обратиться к психологу или неврологу. Стойкие нарушения возникают крайне редко.

Слабая продуктивность детской памяти объясняется разными причинами. Нарушение процесса запоминания может быть вызвано нерегулярным выполнением домашних заданий. Такие дети не владеют приёмами запоминания и воспроизведения нужной информации. Проблемы с запоминанием могут возникать из-за рассеянного внимания школьника.

Причинами нарушения мыслительных процессов служат сильные переутомления.

Необходимо чередовать учебную деятельность с отдыхом. Слабая продуктивность запоминания может быть следствием заболеваний и черепно-мозговых травм. Фиксационная амнезия приводит к потере способности запоминать полученные сведения. Иногда происходит непреднамеренная замена реальных событий ложными воспоминаниями, которые заполняют провалы в памяти.

Описание развивающих методик

Есть много средств развития памяти у детей. Самыми популярными методиками являются методы, разработанные Гленном Доманом и Монтессори. Первая методика первоначально была разработана как способ коррекции детской памяти, имеющей отклонения в области запоминания информации. Затем она была адаптирована для всех малышей.

Методика Монтессори предполагает форму обучения в игровой форме с проявлением детской самостоятельности.

Рекомендуется полный отказ от роли учителя и ученика. Особенностью техники является самостоятельный выбор малыша, чем он будет заниматься. Родитель только наблюдает.

Существует множество интересных и эффективных развивающих методик. Рассмотрим некоторые из них.

  • Пазлы помогают развить моторику, усидчивость, внимание и память у детей любого возраста. Собираемое изображение должно соответствовать возрастному периоду. Регулярная сборка разрозненных кусочков в единое панно способствует достижению хороших результатов в процессе развития внимания и запоминания.
  • Малыши очень любят рассматривать перепутанные картинки. Предложите ребёнку определить несоответствие персонажа и изображённого действия. Затем пусть расскажет, как можно исправить ошибки. Малыш должен заметить, что вместо медвежонка в летящую ступу следует поместить Бабу Ягу, Красной Шапочке надо поменять головной убор, а стрелу нужно передать Ивану Царевичу.
  • Слуховую память можно улучшить с помощью аудиозаписей. Включайте несколько раз в неделю интересные рассказы, сказки. Лучше всего устраивать совместные прослушивания. Малышам хорошо подходят детские песенки и коротенькие стихи. Предлагайте ребёнку пересказывать тексты максимально правильно. Аудиозапись можно заменить чтением вслух.

Развитие с помощью игр

Вовлечение детей в игровые занятия помогают им увеличить объём памяти, ускорить процесс извлечения нужной информации. Игры позволяют ребёнку справиться с имеющимися проблемами при запоминании.

Хорошо улучшает слуховую память групповая игра в снежный ком. Сначала один малыш называет любое слово, другой ребёнок повторяет его и добавляет своё слово. Следующий малыш повторяет произнесённые двумя предшествующими детьми слова и придумывает ещё одно. И так поочерёдно каждый дополняет словесную цепочку, которая нарастает, как снежный ком.

Прекрасно развивает внимание, усидчивость и память игра в лабиринт.

Головоломка предполагает поиск пути через прохождение большого количества тупиков и запутанных ходов, преодоление которых приводит к конечной точке.

Детям можно предложить определить на ощупь мелкие предметы в мешке. Подглядывать запрещается. Малыш берёт в руку любую попавшуюся вещь и угадывает, что он держит, а затем вытаскивает из мешка.

После просмотра мультфильма нужно включить его ещё раз без звука. Ребёнок должен сам описывать происходящие события и воспроизводить диалоги.

Существует много специальных мультипликационных фильмов, развивающих интеллект малышей.

В них содержится большое количество головоломок и задач, требующих от ребёнка проявления интеллектуальных способностей.

Предложите ребёнку делать зарисовки предметов, названия которых произносит вслух родитель. Сначала для рисования предлагают простые вещи: стол, платье, трактор. Затем берут более сложные понятия: полёт, радость, детство. Периодически предмет, действие или явление дополняют определением: модное платье, тёмно-синий трактор, счастливое детство.

Еще одно задание – воспроизведение рисунка по памяти после рассматривания в течение 30 секунд предложенной родителем картинки. Можно предложить малышу посмотреть на квадрат с нарисованными точками внутри него, через несколько секунд картинку убрать и положить на стол лист с пустым квадратом, в котором ребёнок должен правильно расставить точки.

Рекомендации специалистов

В психологии известно немало способов эффективного улучшения детской памяти с учётом индивидуального подхода к малышу. Начинайте с более лёгких заданий. Когда ребёнок уяснит все инструкции, можно потихоньку усложнять тренировки. Стимулируйте малыша призами, внедряйте соревновательные и игровые моменты. Придумывайте игры, в которые будут вовлечены все члены семьи.

Не тревожьтесь и не отчаивайтесь, если у ребёнка получается не всё. Учитывайте его настроение, добавляйте новые задания.

Помните, что чересчур сильная нагрузка на детский мозг приводит к отрицательному результату, поэтому малышу необходимо вовремя отвлечься от тренировочного материала и хорошо отдохнуть.

Обязательно делайте с детьми дыхательную гимнастику, помогающую снять лишнее телесное напряжение и насытить мозг кислородом. Следите за соблюдением ребёнком распорядка дня. Он должен хорошо спать для восстановления сил. Обеспечьте малышу полноценное питание. Все микроэлементы и витамины, полезные для работы мозга, должны усваиваться организмом в достаточном количестве.

Источник: http://o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/pamyat/

Adblock
detector