Как выбрать пастельную бумагу

Выбор бумаги для пастели — не самое простое дело для новичка. Ведь заходя в интернет-магазин, мы видим обилие вариантов в разных ценовых категориях. Давайте разберёмся, на что обращать внимание при покупке.

Фактура бумаги:

  • Классическая;
  • абразивная;
  • велюровая;
  • бархатная.

Классическая бумага хорошо подходит для тонких лессировок, в то время как густые, пастозные мазки лучше ложатся на абразив. И держит абразивная бумага больше слоев пастели, чем обычная.

Особенностью велюровой бумаги (говорю сейчас о Hahnemuhle Velour) является её «акварельность», если можно так выразиться. Получаются мягкие, чуть размытые линии и края. Растушевки на ней делать тяжело, и исправлять рисунок тоже весьма проблематично.

Бархатная бумага Clairfontaine Pastelmat держит много слоев, позволяет делать красивые растушевки и работать пастозно. Она идеально подходит для реалистичной техники!

Текстура:

  • гладкая
  • ячеистая
  • энгр (Ingres)

Если вы возьмете, к примеру, лист бумаги Canson Mi-Teintes, то увидите, что одна сторона у неё гладкая, а другая имеет ячеистую текстуру. Для женских и детских портретов, для изображения шерсти животных лучше взять гладкую бумагу. Ячеистая больше подходит для изображения более грубых фактур.

Текстура бумаги Ingres состоит из частых горизонтальных и вертикальных полос. Она хорошо подходит для эскизов, набросков пастелью, углем и карандашами. Очень выигрышно смотрятся на этой бумаге зарисовки городского пейзажа, архитектуры.

Плотность:

Чем плотнее бумага, тем выше её водостойкость. Поэтому для акварельных и алкогольных подмалевков лучше взять бумагу плотностью свыше 350 г/м2.

Самая тонкая бумага — Ingres (90—100 г/м2). Популярная классическая бумага Canson Me-Teintes и Fabriano Tiziano имеют плотность 160 г/м2. Наиболее плотной является абразивная и бархатная бумага: 355 г/м2 у Canson Touch, 360 г/м2 у Pastelmat.

Цвет:

Выбор цвета бумаги зависит от тематики картины и набора мелков для неё.

Не повторяйте ошибки моей юности — не берите голубую бумагу для портрета, если не хотите получить синюшный оттенок лица. Лучше взять нейтральный или тёплый цвет. Лично мне нравится, как выглядят портреты на бумаге Canson розовато-серого цвета №426 Gris Clair.

Пока нет уверенности в том, какого цвета бумагу выбрать, берите средний серый оттенок — не прогадаете.

Формат:

Пастельная бумага продается листами или в склейках. Я всегда беру большие листы 50х65 см поштучно. Так получается дешевле, и всегда можно разрезать их на меньшие форматы при необходимости. А на обрезках удобно подбирать палитру для будущей картины.

Источник: http://www.livemaster.ru/topic/3266108-article-kak-vybrat-pastelnuyu-bumagu

На какой бумаге рисовать пастелью?

Художникам, осваивающим такую технику рисования, как пастель, важно учитывать многочисленные нюансы при выборе инструментов, предельно внимательно следить за качеством растушевки и плавностью линий. Только так работа получится без единого огреха.

Очень важна подходящая «основа», ведь от того, какая бумага подобрана для масляной пастели или рисунков, созданных при помощи мелков, зависит насыщенность оттенков и плавность цветовых переходов.

Какая бумага нужна для пастели, мы расскажем ниже.

Пару слово о технике

Пастель – уникальный способ рисования. Он предполагает нанесение на поверхность набросков, эскиза и завершающих штрихов цветными сухими мелками, масляными или восковыми.

Рисунки, выполненные в этой технике, достаточно выразительны благодаря ярким цветам и плавным линиям.

Чтобы добиться нужного эффекта, нужно не только решить, на какой бумаге рисовать пастелью, но и подобрать подходящий тип мелка:

  • сухие: они состоят из пигмента и связующих компонентов – декстрина и гуммиарабики. Их лучше использовать опытным художникам, поскольку работа с сухими мелками достаточно щепетильна;
  • масляная: она содержит льняное масло и воск, что облегчает ее нанесение на бумагу. По сравнению с сухой пастелью она менее прихотлива. Подойдет для начинающих художников;
  • восковая: она изготавливается с добавлением воска. Этот материал имеет насыщенный оттенок и плотную фактуру. Его считают оптимальным для детского творчества, поскольку с ним комфортно работать, он не растекается и не содержит вредных компонентов.

Подбирайте материал для создания рисунков, исходя из уровня подготовки и той картины, которую вы ожидаете увидеть. Если ваша цель – рисунки с четкими линиями и насыщенными оттенками, то выбирайте материал с примесью воска или масла. Во всех остальных случаях стоит научиться работать с сухими мелками.

Цвет основы

Теперь переходим к вопросу, на какой бумаге рисовать пастелью начинающему художнику.

Первый аспект, на который стоит обратить внимание, – оттенок основы. От этого зависит результат. Мастера при выборе цвета полотна рекомендуют придерживаться четырех принципов:

  • откажитесь от оттенка, совпадающего с основной гаммой рисунка, иначе картина будет напоминать размытое пятно. Лучше сыграть на контрастах;
  • помните, что цвет бумаги делает более насыщенными и выразительными «родственные» оттенки. Например, на голубом фоне более заметными станут бирюзовые или синие линии, а на красной – бордовые или розовые;
  • на бумаге в нейтральном оттенке (бежевый, слоновая кость) как темные, так и светлые цвета смотрятся одинаково насыщенно;
  • белая бумага для масляной пастели – ошибочное решение, поскольку отдельные фрагменты фона придется долго закрашивать. Единственное исключение из правил – художественный замысел мастера, предусматривающий наличие на полотне белых пятен.
Читайте:  Тепловой удар у ребёнка: признаки, первая помощь и дальнейшее лечение

Перед выбором оттенка фона тщательно обдумайте, какие цвета вы будете использовать при написании картины.

Техники окрашивания бумаги

Прежде чем приступить к основной части работы – созданию эскиза, основу нужно затонировать. Для этого художники используют различные подручные материалы: пакетики зеленого и черного чая, кофе. Эти компоненты добавляют в воду, затем раствор при помощи кисти переносят на бумагу.

Учтите, что от оттенка раствора для тонирования и сорта чая или кофе зависит цвет «подложки» и, соответственно, финальный результат.

Фактура

Вторая важная характеристика – фактура основы. Она может быть любой, от бархатистой до зернистой. Рассмотрим подробнее каждый вариант.

  1. Велюровая: ее поверхность напоминает мягкую благородную материю – бархат. Выпускается в рулонах разного цвета.
  2. Sansfix: она похожа на бумагу, предназначенную для заметок. Выпускается в нейтральных тонах. Ее оценят новички, которые путем проб и ошибок осваивают новую технику рисования, т.е. «набивают руку». Еще один бонус при работе с Sansfix – не нужен закрепитель, поскольку рисунок не требует дополнительной обработки.
  3. Песочная: ее альтернативное название – наждачная. Она плотная, практичная, имеет шероховатую поверхность. При ее изготовлении используются яркие пигменты, которые со временем могут выгорать на солнце или менять оттенок из-за воздействия влаги. Эти тонкости желательно учесть, чтобы сохранить картинку в первозданном состоянии как можно дольше.
  4. Cabinet: полотно с зернистой поверхностью, плотное и жесткое. Рекомендуется для создания масштабных полотен.
  5. Акварельная: ее получают путем горячей прессовки, у нее мелкозернистая поверхность. Она плотная, устойчивая к воздействию прямых ультрафиолетовых лучей.

Какая бумага для пастели идеальна именно для вас, зависит от творческого замысла и опыта работы с сухими, масляными или восковыми мелками.

В любом случае, чтобы иметь представление об особенностях велюровой или акварельной основы, нужно поработать с ними хотя бы два-три раза.

Состав и технологии производства

Подбирая основу для будущей картины, желательно изучить состав полотна и особенности технологии, задействованной в ходе производства.

В профильных магазинах можно найти бумагу для масляной пастели, изготовленную из хлопковых волокон. Она прочная, не впитывает влагу и сохраняет истинный цвет пигмента в течение длительного времени.

Есть бумага, состоящая на 50% из хлопка и на 50% из бамбукового волокна. У нее пористая структура и характерный желтоватый оттенок. Используя этот материал, нужно позаботиться о том, чтобы в помещении, где хранится эскиз, был оптимальный уровень температуры и влажности, иначе краски «поплывут» или изменят оттенок на пару тонов.

Еще один вариант состава – 10% хлопка и 90% бамбукового волокна. Такая основа считается идеальной для рисунков, для создания которых применяются смешанные техники. Из-за того, что у бумаги фактурная поверхность, изображение смотрится выразительно и ярко.

Некоторые производители предлагают продукцию на основе целлюлозы (100%). По внешнему виду и качеству она не уступает изделиям из хлопка, при этом сохраняет не только яркость оттенков, но и форму.

Что касается технологий изготовления, то самой популярной считается печать на цилиндрической машине, сходная с ручным литьем. Благодаря применению уникальных методов изготовления мы получаем полотна, которые не деформируются со временем, сохраняют цвет пигмента, устойчивы к воздействию влаги и прямых ультрафиолетовых лучей.

Обзор продукции разных брендов

С особенностями состава, производства и фактурой мы разобрались, теперь пару слов о продукции различных брендов, представленных на рынке.

  1. Colorfix: акварельная бумага от производителя из Нидерландов – Old Holland. Для ее изготовления используется метод горячей прессовки – благодаря нему получается основа с мелкой зернистостью. Этот продукт выпускается в 16 различных оттенках.
  2. Elle Erre: фактурная основа итальянского бренда Fabriano. Она состоит из целлюлозы, имеет специальную склейку. За счет этого краски не окисляются и сохраняют первоначальный оттенок в течение нескольких лет. Этот вариант подходит для многослойных рисунков, созданных при помощи масляной пастели.
  3. Tiziano: изготавливается на фабрике Fabriano. Она имеет фактурную поверхность, из-за этого рисунки получаются выразительными, а растушеванные линии – объемными и воздушными. В составе полотна нет окислителей и других примесей, поэтому пигмент красок не изменяется со временем.
  4. Daller: продукт компании Rowney. Это отличный вариант для тех, кто экспериментирует с различными техниками, постоянно смешивает краски, чтобы получить новые оттенки и перенести их на полотно. Мягкая и фактурная бумага Daller позволит реализовать творческие замыслы и при этом сделать линии более четкими и объемными, а тона – глубокими и насыщенными.
  5. Etival: этот бренд принадлежит компании Clairefontaine. Бумага состоит на 45% из хлопка и на 55% из синтетических волокон. Ее текстура напоминает миниатюрные пчелиные соты, но при этом масляная или восковая пастель ложится на ее поверхность без единого изъяна. Бумага выпускается как в ярких оттенках, так и в нейтральных.
  6. Arches: производится компанией Canson. В ее основе – натуральный хлопок. Для склейки используется специальный состав на основе желатина, позволяющий сохранить цвет пигмента и предотвращающий его высыхание. Это плотная бумага с зернистой поверхностью, устойчивая к деформации.
  7. Disegno: еще один продукт от итальянского производителя Fabriano. Состоит из хлопка и синтетических волокон. Кислоты и другие примеси отсутствуют. Эта бумага прекрасно сохраняет истинный оттенок пигмента, не выгорает на солнце и не деформируется со временем.
Читайте:  От инфекций горла

Это только малая часть товаров от производителей бумаги из Италии, Франции, Нидерландов, которые можно найти в профильных магазинах. Не поленитесь потратить немного времени, чтобы изучить их характеристики и испытать пару образцов на практике.

Подбор бумаги для пастели (сухой, масляной или восковой) – процесс, требующий максимального внимания к деталям.

Чтобы выбор основы оказался правильным, нужно обратить внимание на состав полотна, технологию производства, начальный оттенок полотна, фактуру. Также нужно знать оптимальные условия хранения той или иной бумаги. Особенно важен требуемый уровень температуры и влажности.

Источник: http://www.hudozhnik.club/info/bumaga-dla-pasteli/

Пастели: фактура бумаги

Пастелям необходима фактурная поверхность, обладающая свойствами удерживать пигмент; если работать на гладкой бумаге для рисования, частицы материала будут соскальзывать. Два вида стандартной пастельной бумаги имеют зерно, по мнению художников довольно «неприятное». Но можно работать и на «оборотной» стороне, которая также имеет фактуру для удержания пигмента. Есть еще три типа бумаги для работы с пастелью: наждачная (специальный тип, предназначенный для художественных работ – продается в листах большого формата), пастельная доска (выполненная из крошечных частиц пробки) и бархатная бумага, имеющая бархатистую поверхность (позволяет смягчать пастельные штрихи). Эти три вида бумаги держат пастель очень прочно, что делает почти невозможным ее стирание. Кроме того, работая на такой бумаге, вы можете накладывать цвета плотно с минимальным использованием фиксажа.

Если вы любите явную фактуру, то можете так-же работать на бумаге для акварели. Но поскольку цветные поверхности являются лучшими для пастельной работы, то может возникнуть желание сначала ее оттенить. Это можно сделать, налагая отмывку акварелью, водорастворимой пастелью, разведенными чернилами или тонким слоем акриловой краски. Некоторые живописцы, работающие пастелью, готовят свои собственные фактурные поверхности с помощью порошка пемзы, смешанного с акриловой краской, или клеем, но эта абразивная поверхность является более подходящей для пастельных картин, чем для рисунков.

Слева: линия и штрихи боковой поверхностью мягкой пастели на пастельной бумаге Ingres.

Справа: линия и штрихи боковой поверхностью мягкой пастели на пастельной бумаге Mi-teintes.

Слева: линия и штрихи боковой поверхностью мягкой пастели на художественной наждачной бумаге.

Справа: линия и штрихи боковой поверхностью мягкой пастели на бархатной бумаги.

Линия и штрихи боковой поверхностью мягкой пастели на фактурной бумаге для акварели:

Совет. Для тонирования белой бумаги можно использовать чай или кофе. Для частичного эффекта приложите влажный чайный пакетик в некоторых местах. Для получения более темного оттенка порисуйте холодным кофе кистью для акварели.

Фиксация

Некоторые художники избегают фиксировать свои работы в целом, поскольку считают хрупкость пастели и яркость цвета весьма существенными. Бесспорно, использование фиксатора действительно до определенной степени ухудшает поверхностные качества и также затемняет цвета. Это особенно заметно, когда работают на бумаге темного или среднего тона, поскольку любые светлые пастельные цвета «впитываются» бумагой.

Но известно, что изображение на пастельных рисунках можно легко смазать. Фиксирование действительно является ценным средством защиты вашей работы. Линейные рисунки, не имеющие слоев, могут быть зафиксированы с оборотной стороны. Это лишь в некоторой степени влияет на поверхностные качества, но подобный метод может использоваться только для тонкой бумаги. Фиксируя с лицевой стороны, используйте аэрозоль настолько экономно, насколько возможно, чтобы избежать увлажнения бумаги сверх меры. Слишком влажная бумага может заставить цвета взаимодействовать и проникать друг в друга. Два или три легких распыления более безопасны, чем односильное.

Читайте:  Анализ мочи по Нечипоренко для детей

Рисунок на тонкой бумаге, такой как Ingres, можно фиксировать с обратной стороны:

Фиксатор можно также использовать непосредственно во время процесса рисования, если слой пастели препятствует наложению дальнейших штрихов или если нужно сделать исправления. Будьте готовы подождать, пока бумага высохнет перед последующим наложением цвета.

Как видите, фиксирование всегда имеет тенденцию затемнять цвет, вдавливая частицы пастели в бумагу:

Совет. Некоторые люди не переносят аэрозоли, поэтому всегда следует открывать окно. Если работаете в группе, выносите ваш рисунок наружу, чтобы его зафиксировать.

В этом мягком пастельном рисунке очень эффективно использовалась бумага для акварели. Художник выбрал эту поверхность преднамеренно; ее шероховатость помогает передать состояние природы в ненастную погоду.

Источник: http://risuem.net/pastel/pasteli-faktura-bumagi/

Масляная пастель

— графический материал, выпускаемый в виде цветных брусков круглой или квадратной формы или карандашей, с так называемым, пастельным стержнем. Иное название пастельных брусков – пастельные мелки. В магазинах встречается три вида пастели – масляная пастель, сухая пастель и восковая пастель. В данной статье речь пойдет именно о масляном виде. Прежде чем купить масляную пастель впервые, необходимо понять, чем она отличается от других видов и почему подойдет именно вам.

Такая пастель производится путем прессования пигмента и масла, как правило, льняного или другого минерального масла. Чаще всего масляная пастель предназначена для начинающих, но любят ее и опытные художники.

Преимущества масляной пастели

— Рисование масляной пастелью будет приятно для тех, кто любит яркие и насыщенные цвета, так как сухая пастель более матовая.

— В отличие от сухой пастели, масляная дает возможность хранить готовые работы без использования фиксатива (закрепителя краски)

— Яркость красок и свежесть тона

— Возможность растушевки создает широкий диапазон возможностей: от создания рисунка до написания картины

Цена на масляную пастель варьируется – есть качественные, но недорогие варианты поштучно и в наборах. Такие варианты есть, например, у Сонета, Koh-i-noor и Mungyo. Знаменитые пастели Sennelier стоят дороже и позиционируются как профессиональные. Масляная пастель в наборе – хороший старт для тех, кто хочет попробовать рисование пастелью и сразу иметь готовый набор базовых цветов. Пастель продается в наборах по 12, 24, 36 цветов. Существуют и более расширенные палитры на 74 и 120 цветов.

На чем рисовать масляной пастелью

Пастелью можно рисовать по фактурной бумаге, наждачной, бархатистой или акварельной бумаге, а также по пастельной доске, изготавливаемой из пробки.

Поверхность пастельной бумаги должна быть фактурной, поскольку пастель не впитывается в ее поверхность и соответственно закрепляться должна в «ячейках» на поверхности бумаги. Это требование относится к пастели в целом, а не только к масляному виду. Еще одно требование к пастельной бумаге – это ее плотность. Желательно, чтобы она начиналась от 160 г/ кв м. Но есть пастельная бумага плотностью 100 и 130 г/кв м. Для пастели нужна достаточно плотная и прочная бумага, которая будет устойчива к механическому воздействию, поскольку техника рисования пастелью подразумевает постоянное трение листа, как на этапе рисунка, так и растушевки и корректировки изображения.

Поверхность, на которой создается рисунок или картина, ее цвет, также имеют влияние на то, каким будет рисунок. Например, бархатная бумага дает естественное «размытие», мягкость изображения. Цвет поверхности влияет на выигрышность цвета, передачи оттенков и общего эффекта от рисунка. Поэтому многие художники тонируют пастельную бумагу кофе или чаем, чтобы получить коричневые и серые оттенки, на которых яркие цвета будут смотреться более эффектно. Или же сразу покупают цветную бумагу для пастели.

Пастель – это компромисс между графикой и живописью. В зависимости от того, что вы хотите увидеть на готовой работе она становится и краской или графическим инструментом. Пастелью рисовали Дега, Левитан, Делакруа, Серов, Кустодиев. Попробуйте и вы! Откройте для себя яркий, приятный в работе материал!

Источник: http://artkvartal.ru/tutorials/maslianaya_pastel/

Adblock
detector