Кипферон (для взрослых, для детей) — инструкция по применению, отзывы, аналоги, цена

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Форма выпуска и дозировка препарата Кипферон, Кипферон 500

Кипферон выпускается в форме свечей (суппозиториев), которые вводятся во влагалище или задний проход, в зависимости от типа заболевания, против которого направлено лечение. Препарат упакован в блистеры, по 5 или 10 свечей в каждой. Каждая свеча препарата Кипферон содержит интерферон с активностью не ниже 500 000 МЕ, и компонент иммуноглобулинов (натуральные человеческие IgM, IgA, IgG) в количестве 60 миллиграмм. Таким образом, суммарно дозировка Кипферона обозначается следующим образом: 500 тыс. МЕ + 60 мг. Исходя из дозировки интерферона в составе свечей, препарат часто обозначают, как Кипферон 500.

Свеча Кипферон имеет цилиндрическую форму с одним заостренным концом. На разрезе свеча обладает однородной консистенцией, без неровностей и вкраплений. В редких случаях в центре свечи Кипферон имеется воздушный стержень или небольшое воронкообразное углубление.

Названия Кипферон и Кипферон 500 являются синонимами, и применяются для обозначения одного и того же иммунобиологического препарата. Дозировка у Кипферона только одна – интерферон 500 000 МЕ + 60 мг иммуноглобулинов, которая подходит для использования у детей и взрослых. Уменьшение дозы интерферона в препарате приведет к ограничению его активности, поэтому используется именно такое содержание активных компонентов, которое гарантирует эффективность применения. Увеличение дозы не приводит к усилению эффекта, поэтому не представляется целесообразным выпускать один и тот же препарат с различным содержанием действующих веществ.

Состав

В качестве активного компонента в состав свечей Кипферон входят человеческий рекомбинантный интерферон альфа–2, и комплексный иммуноглобулиновый препарат. Человеческий рекомбинантный интерферон имеет активность не ниже 500 000 МЕ в одной свече. А комплексный иммуноглобулиновый препарат представляет собой человеческие иммуноглобулины IgA, IgG, IgM, которые получаются из цельной донорской крови. Донорская кровь для получения иммуноглобулинов проверяется на наличие ВИЧ обоих типов, а также гепатитов В и С.

В качестве вспомогательных веществ в состав свечей Кипферон входят жир, парафин и эмульгатор Т–2. Вспомогательные вещества необходимы для равномерного распределения активных компонентов, а также для обеспечения их равномерного высвобождения. Дело в том, что белковые структуры интерферона и иммуноглобулинов распределяются в массе молекул жира и парафина. Чтобы полученная масса сохраняла равномерное распределение белков в жирах, и не расслаивалась на фазы (как масло с водой), вводится эмульгатор Т–2. Мягкий парафин начинает плавиться при температуре человеческого тела, обеспечивая постепенное высвобождение действующих веществ, и поступление их в кровоток.

Терапевтические свойства

Кипферон является относительно новым препаратом иммунобиологического происхождения. Препарат обладает следующими терапевтическими свойствами:

  • иммуномодулирующий эффект;
  • антихламидийное действие;
  • противомикробный эффект;
  • противовирусный эффект;
  • противовоспалительное действие.

Иммуномодулирующее действие препарата Кипферон обусловлено усилением активности иммунокомпетентных клеток, отвечающих за процесс распознавания и захвата патогенных микроорганизмов, с последующим уничтожением последних. Такие активированные лимфоциты уничтожают патогенные микробы, находящиеся как в кровеносном русле, так и внутри клеток. Также эти лимфоциты распознают собственные клетки, претерпевшие опухолевую трансформацию — и уничтожают их.

Помимо Т-лимфоцитов, Кипферон активирует NK-клетки, которые уничтожают огромное количество патогенных микробов — поэтому их называют условно «клетками – киллерами». Под действием интерферона усиливается выработка собственных защитных антител, которые также участвуют в процессах уничтожения патогенных микроорганизмов. Так, NK-клетки и Т-лимфоциты преимущественно уничтожают вирусов и внутриклеточных паразитов, а антитела предназначены для удаления бактерий.

Противовирусное действие Кипферон оказывает посредством влияния на специфические ферменты, которые помогают остановить размножение вирусов, находящихся внутри клеток организма. Помимо активации ферментов, препарат непосредственно подавляет сигналы к размножению вирусной частицы.

Антихламидийное действие и противомикробный эффект препарата Кипферон обусловлен активацией иммунокомпетентных клеток, которые начинают быстрее и лучше уничтожать патогенные микробы, в том числе внутриклеточные (например, хламидии).

Данные лечебные эффекты Кипферона обеспечиваются мощным совокупным действием рекомбинантного интерферона альфа–2 и комплексного иммунобиологического препарата (IgA, IgG, IgM). Комплексный иммунобиологический препарат состоит из человеческих иммуноглобулинов основных типов – А, G, М, которые получают из донорской крови. Донорская кровь проверяется на наличие вируса иммунодефицита человека 1 и 2 типов, а также гепатитов В и С. Также иммунобиологический препарат содержит антитела против вирусов из семейства герпетиформных, ротавирусов, хламидий, стафилококков, энтеробактерий и иных микробов, часто вызывающих инфекционные заболевания.

Рекомбинантный интерферон альфа–2 получен с помощью технологий генной инженерии — то есть данное вещество чистое, не содержащее примесей. Интерферон альфа–2 получается при помощи выращивания в культуре клеток, когда ген этого вещества вживляется в хромосомный набор организма – продуцента. После этого организм – продуцент начинает синтезировать интерферон альфа–2 вместе со своими структурными белками. Такой рекомбинантный интерферон альфа–2 эффективно подавляет размножение вирусных частиц, когда они попадают внутрь клеток организма. Точно также вещество влияет на процесс размножения хламидий и риккетсий, которые также являются внутриклеточными паразитами.

Благодаря активации иммунной системы организма Кипферон улучшает эффективность уничтожения патогенных бактерий, а также способствует выявлению клеток, подвергшихся онкологическому перерождению. То есть препарат обладает еще и антионкогенной активностью, которая не является основным свойством, однако приносит дополнительный полезный эффект.

Кипферон способен оказывать свое действие как на внутриклеточном уровне, так и на внеклеточном (в крови, лимфе, межклеточной, суставной, плевральной жидкостях и т.д.). Препарат обладает мощным сочетанным действием:
1. Он сам непосредственно уничтожает патогенные микроорганизмы и перерожденные раковые клетки.
2. Активирует механизмы иммунной системы организма человека, которые начинают более эффективно и быстро справляться с инфекционными возбудителями.

Свечи Кипферон не позволяют развиться и углубиться явлениям дисбактериоза на фоне какого-либо заболевания, а также останавливают размножение условно-патогенной флоры. Условно-патогенная флора – это совокупность микроорганизмов, которые в норме живут на коже и слизистых человека, не вызывая заболеваний. Но при сбое иммунитета эти условно-патогенные микробы начинают размножаться, что приводит к развитию инфекционно-воспалительного заболевания.

Мощный терапевтический эффект Кипферона обусловлен одновременным действием рекомбинантного интерферона и комплексного иммунобиологического препарата. Улучшение состояния наблюдается практически сразу после введения свечей во влагалище, или задний проход. Концентрация активных компонентов такова, что для эффективного лечения инфекций мочевыделительной системы достаточно двукратного введения свечи в течение суток, без использования дополнительных лекарственных средств.

Показания и противопоказания

Инструкция по применению

Свечи Кипферон вводятся во влагалище или в прямую кишку. При введении свечей во влагалище необходимо делать это глубоко, до касания с задней стенкой или шейкой матки. За один раз вводят одну или две свечи, в зависимости от тяжести течения патологии. В течение суток препарат вводят дважды – утром и вечером, то есть две или четыре свечи в день. Такой курс лечения должен длиться не менее 10 суток. Для лечения эрозии шейки матки введение свечей Кипферон продолжают до полной эпителизации поверхности — то есть до заживления. Если имеется необходимость, то курс лечения можно пройти вновь. Женщины и девочки начинают применять свечи Кипферон сразу после окончания менструального кровотечения, и продолжают 10 дней. Для улучшения эффективности лечения следует удалить слизь и выделения со стенок влагалища и шейки матки при помощи ватного тампона непосредственно перед введением препарата.

Кипферон назначается по различным схемам, которые зависят от заболевания.

Хламидиоз

Хламидиоз у взрослых женщин в период беременности можно лечить в третьем триместре (с 26 недели гестации). Кипферон назначается по одному или два суппозитория утром и вечером, во влагалище или прямую кишку, на протяжении 10 – 14 суток. При этом женщина не должна принимать антибиотики. Если клинические симптомы хламидиоза сохраняются, или произошло повторное заражение, то курс терапии проводят повторно.

Хламидиоз у детей лечится по следующей схеме: одна свеча вводится в прямую кишку один раз в день, на протяжении 10 суток. Если хламидийная инфекция у девочек не сопровождается воспалением придатков матки (яичников и фаллопиевых труб) или мочевыводящих путей (цистит, уретрит), то для терапии достаточно курса Кипферона в сочетании с эубиотиками (например, Бифидумбактерин, Лактобактерин, Полибактерин). Если же хламидиоз сопровождается воспалением придатков матки и самой матки, то в приведенную схему терапии необходимо включать антибиотики. Хламидиоз респираторного тракта также лечится назначением Кипферона на протяжении 10 суток, по 1 свече в день в прямую кишку, в сочетании с эубиотиками.
Подробнее о хламидиозе

Вирусные гепатиты А, В и С у детей

Воспалительные заболевания дыхательных путей у детей

Генитальный герпес

Кишечные инфекции

Подготовка к оперативным вмешательствам

Кипферон ректально – особенности применения

Применение при беременности

Свечи Кипферон для детей и грудничков – инструкция

Детям и грудничкам Кипферон следует вводить только в прямую кишку. Доза препарата рассчитывается на вес ребенка: 50 000 МЕ Кипферона на 1 кг массы. Например, при массе ребенка 10 кг суточная доза Кипферона составит 50 000*10 = 500 000 МЕ, что соответствует одной свече. Существуют ограничения дозы для детей. Так, максимальная суточная доза для детей до 7 лет составляет 1 000 000 МЕ в сутки, что соответствует двум свечам, 8 – 11 лет – 1 500 000 МЕ (3 свечи), и старше 12 лет – 2000 000 МЕ (4 свечи). Суточную дозу делят на два приема – половину вводят утром, и половину вечером. Свечи применяют на протяжении 5 – 10 суток.

Грудничкам младше 6 месяцев не рекомендуется назначать препарат, а у детей старшего возраста можно смело применять. Наиболее часто Кипферон используется для лечения у детей и грудничков следующих состояний:

  • ОРВИ;
  • хронический бронхит, ларингит, ринит, трахеит;
  • ангина;
  • отит;
  • синусит;
  • инфекционный мононуклеоз;
  • пневмония;
  • герпес;
  • кишечная инфекция;
  • хламидиоз;
  • гепатит А, В и С.

Кипферон при гриппе

Кипферон для профилактики

Кипферон в качестве профилактического средства применяется для подготовки к плановым операциям, и для укрепления иммунитета у часто болеющих детей и взрослых. Для укрепления иммунитета у детей и взрослых Кипферон рекомендуется использовать курсами по 14 дней, с интервалом в два месяца между ними. Для получения хорошего эффекта достаточно двух–трех курсов. В течение таких профилактических курсов Кипферон вводят в прямую кишку, по 1 свече утром и вечером, ежедневно.

Читайте:  Отмена Дюфастона при беременности

Для подготовки к операциям Кипферон применяют с целью предупреждения гнойных и бактериальных осложнений, а также для ускорения заживления раны. Для этого введение препарата начинают за 3 – 5 дней до операции, и продолжают после вмешательства. Всего препарат вводят в течение 15 суток, включая дни до операции. Свечи вводятся каждый день в задний проход, по одной утром и вечером. Необходимо выдерживать интервал между утренним и вечерним введением свечи в 12 часов.

Побочные эффекты

Аналоги

Синонимов препарата Кипферон не существуют, на фармацевтическом рынке представлены исключительно аналоги. Под аналогами подразумеваются лекарственные препараты, которые обладают сходным с Кипфероном действием, но содержат другие активные вещества. На сегодняшний день у Кипферона имеется только один аналог – препарат Тантум роза , который продается в двух лекарственных формах: порошок для приготовления раствора, и раствор для вагинального применения. И Кипферон, и Тантум роза являются отечественными иммунобиологическими лекарственными средствами, содержащими в качестве активных веществ интерферон альфа–2 и комплексный иммунологический препарат.

Существуют неполные аналоги Кипферона – это лекарственные средства, которые в качестве активного вещества содержат только интерферон. К ним относят следующие препараты:

  • Вагиферон;
  • Виферон;
  • Генферон;
  • Генферон Лайт;
  • Герпферон;
  • Гиаферон.

Чем заменить Кипферон?

Препарат Кипферон можно заменить на аналогичный, но с учетом рекомендованной дозы для определенного возраста. Так, для детей чаще всего Кипферон заменяют на Виферон, поскольку последний значительно дешевле. Конечно, эффективность и действие Кипферона намного мощнее, но Виферон также обладает схожим спектром терапевтической активности, которая несколько слабее. При замене Кипферона на Виферон следует приобретать препарат в определенной дозировке, которая предназначена для детей разного возраста.

Женщины и мужчины для лечения инфекций мочеполового тракта могут заменить Кипферон Генфероном и Генфероном Лайт. Замену препаратов также следует производить с учетом рекомендуемой дозировки того лекарственного средства, которое вы собираетесь использовать. Для лечения герпеса можно заменить Кипферон на Герпферон. Женщины могут использовать вагинальные свечи Вагиферон для терапии воспалительных и вирусных инфекций мочеполового тракта.

Для лечения гриппа и простуды можно использовать вместо Кипферона Гиаферон.

Отзывы

О Кипфероне имеются как положительные, так и отрицательные отзывы, что связано с субъективным впечатлением об эффективности лекарственного средства. Естественно, что действие иммунобиологического препарата может быть различным по интенсивности на организм каждого конкретного человека, что определяется индивидуальными особенностями и тяжестью течения заболевания. У одних людей Кипферон оказывает прекрасное терапевтическое действие, приводя к значительному улучшению состояния буквально в течение нескольких дней. У других же людей Кипферон может не оказывать такого явственного положительного действия, что воспринимается, как отсутствие эффекта. Именно поэтому первая категория людей оставляет положительный отзыв о Кипфероне, а вторая – отрицательный.

Чтобы решить вопрос об эффективности и целесообразности использования препарата, лучше всего попробовать данное лекарственное средство, и посмотреть на его эффективность именно в отношении вашего заболевания.

Отзывы о Кипфероне для детей

Отзывы о Кипфероне для детей разнятся – от восторженных до резко негативных. Такая вариабельность отзывов обусловлена различными эффектами, которые препарат оказывает на каждого ребенка индивидуально. Естественно, что родители, получившие хороший лечебный эффект от использования Кипферона, оставляют положительный отзыв.

Если же родители не увидели ярко выраженного положительного эффекта, то, в подавляющем большинстве случаев это приводит к выводу о полной бесполезности препарата, и в итоге – отрицательный отзыв. Однако не стоит быть столь категоричными, поскольку эффективность препарата не всегда можно оценить по улучшению состояния ребенка – исчезновению соплей, падению температуры и т.д. В этом случае можно попробовать применять препарат для профилактики, а не лечения. Тогда эффект будет в уменьшении заболеваемости, особенно у детей, который позволит родителям оценить действительную эффективность препарата Кипферон.

Кипферон или Виферон?

Виферон является иммунобиологическим препаратом, который обладает более мягким действием, по сравнению с Кипфероном. Поэтому детям для лечения и профилактики простудных заболеваний лучше начинать использование иммуномодуляторов с Виферона, который имеет меньшую дозировку. Если Виферон не обладает достаточной эффективностью, то лучше заменить его для детей Кипфероном.

Для лечения ротавирусной и любой другой кишечной инфекции у детей и взрослых лучше отдать предпочтение Кипферону, который обладает более выраженным терапевтическим действием, и может использоваться в качестве основного лекарственного средства без антибиотиков.

Для терапии инфекционных и воспалительных заболеваний урогенитального тракта у мужчин и женщин лучше предпочесть Кипферон, поскольку его действие сильнее за счет опосредованного и прямого воздействия на микроорганизмы – возбудители, почему излечивание может происходить быстрее.

В принципе Кипферон содержит природные белки, которые могут приводить к развитию аллергических реакций. Поэтому при склонности ребенка или взрослого к аллергиям или реакциям гиперчувствительности, лучше воздержаться от применения Кипферона в пользу Виферона, или другого иммуномодулятора.

Генферон или Кипферон?

Где купить?

Кипферон можно приобрести в обычной аптеке или через интернет-магазины. Данный лекарственный препарат отпускается по рецепту врача. При покупке следует обратить внимание на дату изготовления препарата, поскольку срок его хранения составляет 12 месяцев. Не стоит покупать препарат с истекшим сроком годности. Также воздержитесь от покупки, если на упаковке с препаратом дата изготовления видна не четко.

Кроме того, важное значение играют условия хранения препарата, поскольку при нарушении данных требований он может терять свои терапевтические свойства. Итак, Кипферон должен храниться и транспортироваться при температуре 6 – 8 o С, в темном и сухом месте, где влажность воздуха составляет не выше 70%.

Цена Кипферона, в том числе для детей

Автор: Пашков М.К. Координатор проекта по контенту.

Источник: http://www.tiensmed.ru/news/kipferon-i9d.html

«Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

Содержимое публикации

«Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

Затолокиной Марины Юрьевны,

учителя начальных классов

Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой.

С данной проблемой я столкнулась, когда взяла первый класс. Большинство первоклассников не могли запомнить необходимую информацию, испытывали трудности при заучивании стихотворений, пересказе литературных произведений, запоминании словарных слов, запоминанию письма прописных букв, состава числа. Поэтому приняла решение искать формы, методы, приёмы и пути совершенствования орфографического навыка и развития связной речи учащихся. Для достижения эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники. Более подробную информацию о данном методе я узнала на дистанционных курсах повышения квалификации для педагогов от онлайн-школы Фоксфорд. Этот курс так и назывался «Мнемотехника. Мнемотехника для учителей. Все классы», в объеме 72 часов. На мой взгляд, выбранный курс был наиболее эффективным для работы с моими учениками. И вот уже второй год я применяю на практике приёмы мнемотехники, с целью разнообразить уроки, сделать процесс запоминания новых слов, таблиц сложения и умножения, порядка планет в Солнечной системе, всего того, что нужно выучить (но так не хочется этого делать), более легким, близким детям, весёлым и полезным.

Тема опыта работы: «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников».

Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.

Главный секрет Мнемотехники:

Мы должны знать, как работает наша память и придумывать мнемоники самостоятельно.

Самые лучшие для вас запоминалки – это те, которые придумали именно ВЫ!

Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Всем знакомый Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Изучив данный приём, я поставила перед собой цель — использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей, т.к. без этого мне не достичь высокого качества успеваемости.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью: А (аз), Б (буки), В (веди), Г (глагол), Д (добро).

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает улучшает запоминание информации. Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Со словарными словами мы знакомимся, используя графические ассоциации.

Как видно из приведенной таблицы, количество учащихся, допускавших ошибки в словарных словах, по результатам проверки остаточных знаний через полгода после обучения снизилось, что свидетельствует о высокой эффективности применяемого личностно-ориентированного способа формирования познавательной деятельности.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка –картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками. Далее виды наглядности становятся уже более сложными, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе на уроках обучения грамоте (при изучении букв алфавита); на уроках литературного чтения по развитию памяти и связной речи детей (при обучении составлению рассказов, при пересказах художественного произведения, при заучивании стихотворений, потешек, загадок).

Читайте:  Пет-терапия: как животные нас лечат

При заучивании стихотворений применяем метод Мегатаблиц или «Пиктограмм»:

2.Зарисовать каждое слово

3.Пересказать стихотворение по картинкам

4.Пересказать без картинок

Потом попробуйте закрыть слова и прочитать стихотворение по картинкам. Это очень простое упражнение его можно запомнить с первого раза. Самое главное, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет.

Моим ученикам нравится учить стихи необычным методом Вильяма В. Аткинсона (1994 году в книге «Познай себя. Развитие памяти и интеллекта»). Сначала читаете одну строку, запоминаете ее, затем читаете наоборот и учите эту строку наоборот. Выучите четверостишие, расскажите его, а затем выучите его наоборот. Результаты получаются отличные. К тому же вы можете блеснуть своими знаниями перед кем-нибудь, прочитать любой отрывок наоборот. Не каждый это может сделать. https://cepia.ru/mnemotekhnika-dlya-razvitiya-pamyati

Преподавая математику в начальной школе, я тоже использую методику мнемотехники. Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета. Так мы знакомились в 1-ом классе с составом второго десятка. К каждой цифре от 0 до 9 придумывали свой образ: нарисуйте цифру на бумаге и посмотрите, на какой предмет она больше всего похожа. Каждый из нас будет видеть в цифре что-то своё: берите для запоминания тот образ, который пришел в голову первым. Например, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство) или зонт, а 8 – снеговик, матрешка (число 8 внешнее сходство). Тогда, чтобы запомнить число 18. Двузначным числам будут соответствовать объединения ваших образов (чем невероятнее, тем лучше).

Иногда, для подбора образов иногда используется метод рифмы. К примеру, цифры можно заменить образами:

один — пингвин, ужин, барин, сатин, рубин;

два — права, слова, голова, еда, вода;

три — смотри, гори, говори, фонари;

четыре — в квартире, в мире, в тире, пошире, в ковре;

пять — шагать, гулять, пировать, порхать;

шесть – уметь, смотреть;

и так далее. Истории и образы могут быть очень причудливыми, но от этого они будут только лучше запоминаться.

Работая с приемами мнемотехники, можно осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, предлагаю дифференцированные задания. Я пришла к выводу, что только лишь прикоснулась к большому источнику идей и открытий, позволяющих сделать обучение простым и доступным для каждого ученика. Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего.

Затолокина Марина Юрьевна, учитель начальных классов

МОУ «Райсеменовская средняя общеобразовательная школа»

Источник: http://www.art-talant.org/publikacii/11886-ispolyzovanie-priemov-mnemotehniki-dlya-razvitiya-pamyati-mladshih-shkolynikov

Приёмы мнемотехники на уроках в начальной школе

Небольшая статья — рассуждение на тему мнемотехники. Как разнообразить уроки, развить память детей и свою. Сделать учебный процесс более интенсивным, интересным и запоминающимся.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы мнемотехники на уроках в начальной школе»

Быть учителем в современной школе – значит постоянно находиться в поиске решений педагогических задач. Думать каждый раз о том, как сделать учебный процесс более интересным, насыщенным и в то же время более запоминающимся для своих учеников. Работая в школе, приветствуя изменения в общественной жизни, я понимаю, что информации с каждым годом становится всё больше, а дети всё меньше хотят учиться и запоминать важные, но такие, подчас, скучные и громоздкие правила.

Уже второй год я пытаюсь при помощи приёмов мнемотехники разнообразить уроки, сделать процесс запоминания новых слов, таблиц сложения и умножения, порядка планет в Солнечной системе, всего того, что нужно выучить (но так не хочется этого делать), более легким, близким детям, весёлым и полезным.

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.

Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введён Пифагором Самосским в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

В настоящее время интерес к мнемотехнике не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки. Мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане. Эта техника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Как и любое состояние, младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующих от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

В процессе усвоения учебного материала у младших школьников обогащается и совершенствуется память. Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было заданно на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминает то, что интересно.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность. Но для того, чтобы процесс взросления ребенка и развития произвольной памяти был более лёгким, нужно искать пути решения проблемы информационной нагрузки и незаинтересованности детей в обучении.

Наблюдения за детьми в течение нескольких последних лет показали, что данная функция у современных младших школьников снижена. Это связано со многими причинами, в том числе и с глобальной информатизацией и компьютеризацией жизни современного человека. Поэтому учитель должен найти такие методы и приёмы, которые могли бы увлечь детей. А приёмы мнемотехники можно использовать на тех уроках, где нужно количественную информации превратить в качественную.

Мнемотехника-это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающее объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Эта методика рассчитана на системную работу с детьми по нескольким направлениям:

-развитие логического и образного мышления;

-развитие внимания и памяти;

-развитие речи и воображения;

-подготовка руки ребёнка к письму;

Мнемотаблицы, т.е. схемы, в которых заложена определённая информация, решают следующие задачи:

-развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания);

-умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать;

-развитие образного мышления;

-умение связно мыслить, составлять рассказ, перекодировать информацию;

-решение дидактических общеобразовательных задач;

-составление информации по всем направлениям учебной программы;

-выработка навыка правильно воспроизвести графически.

В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, педагог сам решает, как будет проходить работа с мнемотаблицей. Если это первая (пробная) мнемотаблица, то основную задачу берёт на себя педагог. В дальнейшем, уяснив правила работы с мнемотаблицей, дети смогут самостоятельно находить связки, группировать предметы и символы, а также составлять связный рассказ, тем самым облегчая приём запоминания.

Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова. Мнемотаблицы на орфограммы –оро-, -оло- можно взять и готовые, но лучше предложить детям нарисовать самостоятельно. Буква О так хорошо превращается в разные образы.

Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала. Вспомним всем известное Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.

Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности является учет семантики учащихся в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению, но именно этот аспект наименее разработан и менее представлен в практике современного образования. На уроках обучения чтению и последующих уроках литературного чтения полезно использовать мнемоприёмы, как основу для пересказа текста, умения правильно и чётко излагать свои мысли, учить большие стихотворения на память при помощи нарисованных мнемотаблиц или закрывая последние слова в каждой строчке. Играйте с детьми в «Плохо-хорошо» — вот основа для изучения антонимов, подбирайте слова, которые могут назвать объект изучения (например, слово «заяц» при составлении рассказа по серии сюжетных картинок) – знакомимся с контекстными синонимами, составьте ребус к словарному слову – ученик запомнит написание этого слова надолго.

Изучение математики в школе направлено на формирование определённого типа мышления; развитие познавательных способностей; формирование и развитие операций сравнения, анализа и синтеза; на развитие памяти, внимания и других психических процессов.

Преподавая математику в начальной школе, я тоже использую методику мнемотехники. Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета. Допустим, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство), а 3 – Змей Горыныч (3 головы + число 3 и буква З похожи). Тогда, чтобы запомнить число 13, нужно представить подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч.
В 3 классе мы будем изучать таблицу умножения числа 9. Вот и пример мнемотаблицы для этого числа.

Читайте:  Как принимать Амоксиклав во время беременности, чтобы не навредить плоду

Важна мнемотехника и для уроков окружающего мира. Основные приёмы:

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных

Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

Метод Цицерона на основе пространственного воображения

Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти

Рифмованные строки для запоминания порядка цветов в спектре.

Порядок планет Солнечной системы (мне очень помогает).

Составление собственных примеров цепи питания и «невидимых нитей» в природных сообществах.

Опыты для лучшей визуализации примеров состояний воды, развития растений.

Помимо тех учебных предметов, к которым мы все привыкли, в настоящее время такой предмет как иностранный язык изучается уже со 2-го класса. Из-за изобилия предметов, изучаемых в школе, усвоение знаний становится очень трудоемким процессом, требующим больших усилий от ребёнка. На втором году обучения учащимся придётся столкнуться со многими трудностями: первые отметки, первые правила в русском языке, домашнее задание и незнакомые буквы и слова английского языка. И тут на помощь учителю тоже приходят приёмы мнемотехники. Как же запомнить эти буквы и слова, так непохожие на наши. «Чем такая связь между словами, — пишет В.В.Агафонов, — неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания». Дети сами могут провести те связи, которые им удобны. Я обращаю внимание на особенности каждого учащегося, на их способности к разным видам запоминания. Помогает деление на группы при изучении иностранного языка. При меньшем количестве учащихся на уроке английского языка, очень легко осуществлять личностный подход в обучении.

Изучение иностранного языка связано с работой слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. Поэтому на уроках мы не только учим буквы при помощи аналогий с русскими, не только придумываем смешные картинки к словам или мнемотаблицы к стихам, мы ещё и поём, двигаемся, составляем человечков из частей тела, показываем движения разминки и повторяем фразы не только вслед за учителем, но и за англоязычным носителем.

Конечно, мнемотехника не панацея от проблемы информационной загруженности учащихся. Но это удачная находка для тех учителей, которые хотят увлечь детей учёбой, через игру, интересные, неожиданные задания, развить память, помочь запомнить и научить хранить и воспроизводить полученную информацию. Ведь «…кто владеет информацией, тот владеет и всем миром». Могу добавить: а кто помнит и использует эту информацию, свои знания, тот сможет этот мир изменять!

Источник: http://multiurok.ru/files/priiomy-mnemotekhniki-na-urokakh-v-nachalnoi-shkol.html

Мнемотехника для начинающих: советы и упражнения

Часами зубрите учебный материал, готовясь к контрольной или экзамену? Эта статья поможет вам овладеть искусством запоминания и сэкономить уйму времени. Расскажем вам, что такое мнемотехника, и опишем основные приёмы и методы.

  • Text Link

Что такое мнемотехника

Мнемотехника, или по-другому мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким.

Потренируйтесь! Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится.

С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл вам на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация.

Ассоциации сугубо индивидуальны. Ваши могут быть странными или нелепыми — так даже лучше. Это может быть что угодно — подкова, богиня Фортуна, клевер, ваш друг, которому достаются лёгкие билеты на экзаменах.

Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам.

Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта
«Удивительные люди».

Мнемотехника для детей

Мнемотехника для школьников помогает улучшить память, внимательность, развить речь и словарный запас, творческие способности, сформировать интеллект, логическое, образное и абстрактное мышление. Техника запоминания предлагает начинать с простого, когда ребёнку нужно познакомиться с несколькими изображениями в день. Мнемоника помогает с помощью специальных приёмов запомнить информацию надолго и воспроизводить её без проблем.

Использование мнемотехники

Овладеть приёмами мнемотехники может любой желающий, тем более что для этого не требуется много времени. Например, сейчас во время каникул можно легко освежить школьную программу. Связка «мнемотехника и развитие памяти» работает бесперебойно при правильном применении. В совершенстве овладев искусством запоминания, вы сможете не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.

Три эффективных приёма мнемоники

Объём статьи ограничен, и мы рассмотрим лишь самые популярные техники развития памяти. С другими способами запоминания информации вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать», который стартовал 13 октября 2019 года.

В программе различные упражнения мнемотехники, направленные на:

  • запоминание цифровой информации,
  • запоминание текстов,
  • запоминание терминов и стихотворений,
  • запоминание иностранных слов,
  • секреты правильного повторения и многое другое.

Метод историй

Суть данной техники развития памяти: слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

  • не требует предварительной подготовки,
  • тренирует креативность,
  • это весело и интересно.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Потренируйтесь! Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Например. Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно не обращать внимания на пропорции (все образы должны быть примерно одного размера), соединять ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу, снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

  • быстрота запоминания,
  • можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что при забывании одного элемента цепочки, можно забыть всё остальное.

Потренируйтесь! Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Например. Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.

Метод Цицерона

Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».

Преимущества метода Цицерона:

  • можно запоминать большие объёмы информации,
  • запоминание происходит достаточно быстро,
  • при повторении образы надолго остаются в памяти.

Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.

Потренируйтесь! Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».

Желаем вам удачи в освоении приёмов запоминания и приглашаем на курс домашней онлайн-школы «Фоксфорда» — «Мнемотехника: как легко запоминать». Его проведёт преподаватель мнемотехники, автор учебных пособий и участник проекта «Удивительные люди» Гаяне Курятова.

Источник: http://externat.foxford.ru/polezno-znat/mnemotehnika

Adblock
detector