Ребенок не хочет у? учебно-методический материал (1 класс) на тему

Ребенок не хочет учиться.Почему?
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Беседа с родителями

Скачать:

Вложение Размер
beseda_s_roditelyami_1.docx 19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок не хочет учиться. Почему?

— Здравствуйте, уважаемые родители!

Я очень надеюсь на Ваше понимание и поддержку, потому что главным в разговоре о детях будут слова «не хочу учиться». Почему?

Начался очередной учебный год и, конечно, все родители и педагоги хотели бы, чтобы дети хорошо учились, с желанием и радостью. Но нередко у немалой части учеников уже с первых дней учения наступает нежелание учиться, появляется сопротивление воспитательным воздействиям. Причём это нежелание и сопротивление может усиливаться с каждым днём и месяцем. Нежелание учиться может проявиться в любом классе , и отсутствие школьных проблем на данном этапе обучения не может являться гарантией дальнейшего благополучия в школе.

Какие же причины могут привести к снижению мотивации к учению?

1 . Ребёнок изначально не был готов к учению . Это проявляется в нежелании идти в школу, поискам причин, жалобам на «недомогания», «забывании» учебника или записывания домашнего задания и т.д.

2. Непосильная учебная нагрузка именно для данного школьника. Вы замечаете, что даже если Вы с ребёнком учите уроки, он явно не справляется и получает низкие отметки.

3. Отсутствие положительной интеллектуальной атмосферы дома , если ребёнок видит, что мама и папа не читают дома, сами не хотят учиться – ребёнок начинает подражать взрослым.

4. Отсутствие положительной психологической атмосферы дома. Скандалы, развод родителей, ссоры, угрозы между любимыми членами семьи могут привести и, как правило, приводят к нервозности ребёнка или к снижению его интеллектуальных процессов.

5. Подражательное поведение. Плохо учащиеся друзья, школьники с плохим поведением, но имеющие большое влияние на Вашего ребёнка как неформальные лидеры в классе, могут отрицательно повлиять на обучаемость и поведение Вашего ребёнка, если они дружат.

6. Нервные расстройства (из категории школьных неврозов), которые возникают у обучающихся вследствие некорректного поведения учителя или родителей. У школьников такие нервные расстройства проявляются в сильном волнении перед уроком, проверкой домашнего задания, контрольной работой, забывании учебного материала, растерянности при ответах, головных болях, болях в животе (неврогенного характера). Такие расстройства встречаются достаточно часто даже у хорошо обучающихся ребят.

7. Плохая память, неразвитость мышления, отсутствие «способностей» к какому-либо предмету. Ребёнок плохо усваивает учебный материал по разным предметам, часто отвлекается, бывает невнимателен или равнодушен, пассивен при изложении нового материала.

8. Гиперактивность , большая подвижность ребёнка, неусидчивость. Проявлениями гиперактивности могут стать дефицит внимания, импульсивность, рассеянность, повышенная возбудимость, расстройство восприятия. Повышенная активность способствует появлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих. Гиперактивный ребёнок почти всегда действует не подумав, резко переключается с одного дела на другое, никогда не завершает начатое дело, не может усидеть на месте, перебегает с одного места на другое, не может дождаться своей очереди в игре или во время работы в классе и, конечно же, постоянно нуждается в присмотре во время выполнения заданий. Очень часто среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, результат неумелого воспитания. А ведь ребёнок ведёт себя таким образом не потому, что он хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, с которыми он не может справиться. А значит, необходимо вовремя обращать внимание на состояние ребёнка, его физическую и интеллектуальную нагрузку, режим работы ребёнка.

9. Плохое поведение на уроках , когда ребёнок грубит, пререкается с учителями и родителями, неуправляем на переменах и на уроке.

10. Надоело учиться, неинтересно в школе. Внутренний мир ребёнка в основном определяется эмоциями. Усвоение любых знаний происходит только при непосредственном включении эмоционального плана, и в наибольшей степени это проявляется в ситуации успеха, в результате чего возникает мотивация к дальнейшему получению знаний. Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей.

А значит, необходимо выявлять уровень школьной мотивации, конфликтные зоны учащихся, статус ребёнка и его самоощущение в классе, влияющие на учебную деятельность.

11. Плохая психологическая обстановка в школе , когда у ребёнка не складываются хорошие отношения с одноклассниками и (или) учителями.

12. Учится плохо «назло» кому-либо (маме, папе, учителям). Такая ситуация развивается, когда ребёнок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

— негативными требованиями, предъявляемыми ребёнку, которые могут унизить или поставить его в зависимое положение;

— неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

— противоречивыми требованиями, которые предъявляют ребёнку родители и школа;

— проблемами в общении со сверстниками, когда ребёнок может бояться отвечать у доски перед всем классом.

13. Психосоматические и нервные болезни.

14. Ребёнок просто устал. Перегрузки и стресс отрицательно сказываются на обучаемости школьника. В этом случае необходимо минимизировать интеллектуальные и физические перегрузки, которые часто проявляются в большой занятости в различных кружках, секциях и дополнительных занятиях даже в выходные дни, недостатке сна, несоблюдении режима дня, отсутствии прогулок и свободного времени у ребёнка.

15. Хроническое отставание в учении , вследствие болезни, отъезда, большого пропуска в учёбе, неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

16. Психологические особенности личности , например, Ваш ребёнок очень медлительный или застенчивый, со сниженной самооценкой. Заниженная самооценка у ребёнка выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляции со стороны взрослых и сверстников.

17. Много времени проводит за компьютером и телевизором, и выполнение домашних заданий становится для ребёнка формальным, поспешным либо игнорируется.

Таким образом, существует множество причин, влияющих на снижение мотивации, интереса к обучению. Данное явление может наблюдаться практически в любом классе школы, и отсутствие проблем на более ранних этапах обучения не может являться гарантией дальнейшего благополучия в школе, а значит важно знать и уметь предупредить причины снижения интереса к обучению Вашего ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иногда родители сталкиваются с такой проблемой,как нежелание ребенка идти в школу.В статье раскрываются причины такого поведения ребенка и даются рекомендации,как поступать в таких ситуациях.

Родительский лекторий : «Почему ребенок не любит читать и плохо пишет?».

Как повысить родителям интерес к чтению у своего ребенка? Об этом моя статья «Ребенок не хочет читать».

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем.

Не хочет? Не может? Что делать.

В статье рассматриваются основные причины случаев суицидальных желаний у детей и подростков в контексте психокоррекционой работы в зависимости от возраста ребенка. На конкретном примере психокор.

Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2018/09/18/rebenok-ne-hochet-uchitsya-pochemu

Ребенок не хочет учиться. Легкий способ, как все исправить (советы психолога)

Да что же это такое?! Ребенок опять прогулял школу. Что делать с этой бестией ума не приложу…Вас посещают такие мысли? Советы психологов в данной статье помогут понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Всех детей по энтузиазму к учебе можно поделить на 4 категории:

1) Учится с удовольствием
2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма
3) Не любят учиться, но способны терпеть
4) Отказываются учиться

Но не нужно думать что для одного ребенка возможна только одна категория. Один и тот же школьник может переходить из одной категории в другую. А зависит это от внешних факторов и пробелов в воспитании.

Порядка 20% школьников испытывают трудности в изучении школьной программы. Перед родителями встает вопрос: как же повлиять на маленького неуча?

Предпринимается множество попыток: уговоры, наказания, подкуп. Но чаще всего такие манипуляции не приводят к должному результату. И тогда в семье начинает твориться полный хаос. Постоянные крики, упреки и тщетные попытки наставить на путь истинный. Чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться, почему ребенок избегает учебы.

Причины, которые внутри

1)Отсутствие интереса

Распространенная причина – это отсутствие интереса к учебе.Если речь идет о первокласснике, то возможно еще не сформировался достаточный интерес к знаниям и любознательность, которые так необходимы для успешного обучения. В маленьком возрасте дети могут не понимать, зачем вообще нужны ежедневные занятия в школе, которые мешают играть. Встречается эта причина и у более старших детей.

Решение:

Постарайтесь сами объяснить ребенку насколько важно обучение для его последующей жизни. Хорошо было бы подключить учителей к решению этого вопроса, чтобы они попытались увлечь школьника новыми знаниями. Неравнодушных преподавателей довольно много. Если Вы обратитесь к ним за помощью, навряд ли они откажутся.

Случай из практики №1:

История Натальи: “Мой сын в 8 лет был сильно увлечен компьютерными играми. Настолько, что наотрез отказывался садиться за уроки. Просто невозможно было заставить сделать домашнее задание. Школу не пропускал, но вот дома только в игрушки свои играл.

Перепробовала все методы ничего не помогало. Потеряв веру в успех, я обратилась к психологу. К моему удивлению результат не заставил себя дать. Уже через 2 недели сын самостоятельно стал выполнять задания. Так постепенно его увлечение играм стало меньше. Теперь он играет только в выходные дни и не более пары часов.”

Случай из практики №2:

История Карины: “Моей дочери с первого класса не нравилась особо школа. На занятия ходила без энтузиазма, домашнее задание тоже выполняла из-под палки. Не было предмета, который бы ее интересовал. Кружки она тоже не посещала, что бы я ей не предлагала. В 10 лет после летних каникул она вообще отказалась посещать школу.

Сначала были различные предлоги: заболела, плохо себя чувствую. А потом заявила, после долгих расспросов, что у нее нет никакого желания учиться и ей это не нужно. Вот тут я действительно запаниковала, не знала что делать с дочкой. Как понять ее проблемы и помочь?

В итоге решила обратиться к психологу. И нисколько не пожалела об этом. В процессе работы с дочкой, психолог объяснил мне причины этой ситуации. Указал на мои ошибки в воспитании. Дал понять мне, что моя девочка, хоть и ребенок еще, но уже личность. А мое отношение к ней только портило ее. Сейчас слава Богу у дочки все хорошо и учеба ей дается без проблем, появился энтузиазм и радость от успехов.”

2) Не получается

Все люди разные, и дети не являются исключением. Кому-то хорошо даются точные науки, а кому-то гуманитарные. А возможно, ваше чадо не равнодушно к рисованию или музыке? А у вас, напротив, есть намерение, чтобы он стал ученым в области физики.

Возможно и такое, что программа слишком сложна для конкретного ребенка. В таком случае нужно подобрать для него коррекционный класс. Если у маленького ученика нет успехов в определенных предметах или в целом, то естественно у него может пропасть вообще желание учиться.

Решение:

Не нужно давить на ребенка и заставлять проявлять интерес к тому, к чему его нет. Правильнее будет подобрать ему школу по способностям и интересам.

Случай из практики №3:

История Оксаны: “Мой сын гиперактивный ребенок , поэтому были проблемы с воспитанием. Когда он пошел в первый класс, возникли сложности. Он не мог долго сидеть на месте, был невнимательным. Учитель старался ему помочь и относился с пониманием.

Но с переходом во 2-й класс все еще больше обострилось. Успеваемость была очень низкой, сын сильно отставал от других детей. Учитель посоветовал обратиться к детскому психологу. Если бы не психолог, то сын наверное остался бы на 2-й год. Благодаря консультациям он стал намного уравновешеннее, и внимательность возросла.”

3) Комплексы

Часто у детей возникают различные комплексы по поводу своей внешности или речи, поведения. Это тоже может послужить причиной, почему ребенок не проявляет интереса к учебе. Так как он может испытывать множество негативных эмоций и чувств, всякий раз, когда его вызывают к доске или задают вопрос. Может возникнуть страх, что его высмеют сверстники.

Решение:

Чтобы всегда знать, что в душе у вашего ребенка, что его волнует лучше придерживаться с ним общения на равных и быть ему другом. Тогда вы всегда будете в курсе его переживаний и сможете вовремя оказать нужную поддержку. Однако, некоторые родители считают, что дети всегда должны быть детьми, и боятся потерять авторитет.

Также иногда родительской помощи бывает недостаточно в таких случаях, и ученик все равно сильно переживает по поводу своих комплексов. В таком случае ему полезно будет воспользоваться консультациями психолога и преодолеть свои страхи еще в детстве, чем выносить это во взрослую жизнь.

4) Не влился в режим

Не все дети быстро привыкают к строгому режиму, необходимому для посещения школы. Вставать рано по утрам, сидеть за партой часами и внимательно слушать учителя, а затем еще и дома выполнять кучу домашней работы. Для многих это может стать сильным стрессом.

Решение:

Помогите ребенку составить удобный режим дня. После школы обязательно дайте ему отдохнуть пару часов и возможность заняться любимыми занятиями. Акцентируйте его внимание на том, что после того, как он потрудиться, его обязательно будет ждать какое-нибудь развлечение.

5) Гений по определению

Бывают нередко такие истории в жизни, что ребенок рано научился говорить, читать, писать еще до школы. А вот когда пошел в школу особых успехов в обучении не показывает. Здесь причина может быть в том, что он привык с малых лет к тому, что он гениален и воспринимает это как данность. Думает, зачем мне учиться, если я и так умный? Не привык что-либо делать для достижения успеха. Но ведь для успешного обучения необходимо и прилагать усилия.

Решение:

Здесь важно правильно объяснить, что всем независимо от заложенных природой качеств необходимо прилагать усилия. Только в таком случае результат не заставит себя ждать.

Если способности ученика действительно отличаются от детей со средней успеваемостью, хорошо будет отдать его в специализированную школу. Углубленная программа может заинтересовать, и он будет снова стремиться к знаниям.

Причины, зависящие от других людей

1)Когда родители слишком много берут на себя

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент. В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.

Решение:

Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.

Решение:

Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

Натянутые отношения с одноклассниками или с учителем, также могут вызвать антипатию школьника к обучению. Каждый поход в школу может быть для него испытанием. Вся энергия тратиться на разрешение конфликтов, а на учебу ее не остается. Около 50% детей, учащихся в начальных классах, говорят, что им не нравится их учитель.

Решение:

Для того чтобы быть всегда в курсе дел ребенка учитесь поддерживать с ним дружеские отношения. Старайтесь меньше читать нотаций, больше разговаривать на равных и давать советы.

При доверительных отношениях ребенок не будет чувствовать обиду и раздражение, которые возникают, когда им пытаются помыкать. А будет уважать Вас за понимание и помощь.

Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет. И затем нужно придумать выход из положения. Если у вас не получится помочь ему в этом вопросе самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Источник: http://psyconsult24.ru/rebenok-ne-xochet-uchitsia/

Не хочу учиться! Как родители мешают первоклассникам привыкнуть к школе

Для многих детей поход в первый класс — это большая радость и большой стресс одновременно. Но мамы и папы часто не только не знают, как помочь своему чаду с ним справиться, но еще и усугубляют ситуацию «гениальными» советами, которые переняли от своих родителей или же прочитали где-то в интернете. Что не следует делать, когда ребенок начинает ходить в школу, рассказывает психолог Мария Меркулова.

Ошибка № 1. Оставлять ребенка в продленке на целый день

В первый год обучения у ребенка идет адаптация к школе, коллективу, новым условиям. Его психика еще недостаточно готова к тому, чтобы проводить в стенах учебного заведения более 3-4 часов, в противном случае у него наступает сильное утомление. Продленка может использоваться лишь как вынужденная мера: например, у вас нет возможности забрать ребенка сразу после уроков из-за работы. И все-таки в идеале в первый год обучения лучше ее избегать.

Ошибка № 2. Делать уроки за первоклассника

Безусловно, если вашему ребенку задали что-то сложное, допустим, какой-то проект на компьютере, вы можете помочь, но по минимуму. Делать все от начала до конца за свое чадо не надо, даже, если вы видите, что у него не очень хорошо получается выполнить задание.

Сидеть рядом, когда школьник делает уроки, тоже не рекомендуется, иначе в будущем у него может возникнуть страх перед написанием самостоятельных работ, ведь мамы или папы не будет поблизости. Чтобы процесс обучения не затягивался на весь день, купите песочные часы или ставьте таймер. Например, у ребенка есть 30 минут для выполнения задания по математике, через полчаса можно заглянуть к нему и спросить: «Все ли у тебя в порядке? Хочешь, чтобы я проверила?» Именно «Хочешь, чтобы я проверила?», а не «Давай я проверю». Не берите на себя функции педагога, ведь именно он должен задавать домашнее задание, а потом проверять его, но не вы.

Ошибка № 3. Критиковать ребенка

Даже если ваш ребенок сделал что-то неправильно, не спешите его отчитывать. Критика хорошо действует только начиная с подросткового возраста, до этого момента она малоэффективна.

Лучше спокойно уточните: «Ты уверен, что сделал все правильно?» Тем более не надо биться в истерике, вырывать листы и заставлять ребенка все переписывать по сто раз, пока вы не увидите идеальный вариант. Опять же следить за качеством исполнения задания — это зона ответственности педагога, а не ваша!

Кстати, в первом классе желательно не использовать черновики, пусть ребенок все пишет сразу в чистовик, а ошибку всегда можно аккуратно исправить. Если же он начнет переписывать одно и то же из черновика в чистовик, утомление и раздражение не заставят себя долго ждать. Мотивация учиться может пропасть.

Не забывайте хвалить первоклассника: «Ты молодец, постарался». Если ребенок не старается, можно сказать: «Как ты думаешь, учителю завтра понравится твоя работа?» Если вы слышите в ответ «Да, конечно», не надо переубеждать свое чадо в обратном, о своих недочетах он должен узнать от учителя.

Ошибка № 4. Проверять электронный дневник и смотреть, что было задано.

Дорогие родители, когда вы проверяете электронный дневник своего ребенка и постоянно напоминаете о том, что ему было задано, вы мешаете формированию у него ответственности. Поверьте, с домашним заданием он может разобраться и без вашей помощи.

Что касается оценок. Спрашивать «Что тебе поставили сегодня?», едва ваше чадо переступило порог, неправильно. Это далеко не самый важный вопрос. В электронный дневник стоит заглядывать, только если у вас появились какие-то сомнения в том, что ребенок говорит правду. Подобные вещи случаются, если в семье нарушено общение.

Ошибка № 5. Больше ребенка радоваться или расстраиваться из-за оценок

Когда ко мне на консультацию приходит семья, я часто задаю ребенку вопрос: «Если ты получишь пятерку, кто больше всего обрадуется?» По его ответу можно легко понять, сформирована ли у школьника ответственность за учебную деятельность. Если он говорит, что мама, папа, бабушка и т. д., значит, не сформирована. Добавим сюда проверку электронного дневника, критику за плохие оценки, какие-то штрафные санкции, которые накладывают на школьника из-за очередной тройки, в результате ребенок легко может потерять интерес к учебе.

В идеале, когда ваше чадо приносит плохую оценку, вы не должны критиковать. Лучше посочувствовать, вы же родитель, а не учитель: «Как я расстраиваюсь сейчас вместе с тобой. Мне очень жаль, что у тебя так получилось. Как я могу тебе помочь?» Как вариант: «Что ты планируешь делать, чтобы исправить эту оценку? Нужна ли тебе моя помощь?» Ваша задача — дать своему чаду эмоциональную поддержку, а не быть строгим судьей.

Если вы понимаете, что для вас очень важно, какую оценку получил ребенок, подумайте, почему так. Обычно это может происходит из-за собственной нереализованности, т. е. вы делаете ставку на ребенка, желая, чтобы он добился в жизни гораздо большего, чем вы сами.

Ошибка № 6. Самому будить ребенка в школу

Став школьником, ребенок должен сам себя будить. Вы только можете напомнить ему вечером, чтобы он завел будильник, и, соответственно, купить часы. Именно так и формируется самостоятельность.

Если время вставать, а чадо спит, можно заглянуть в комнату с вопросом: «Ты собираешься вставать?» Но не более того. Серьезно подойдите к выбору будильника, есть дети, которым нужно, чтобы был очень громкий звонок, а есть те, кому идеально подойдут часы с имитацией рассвета или аромамаслами.

И, конечно, не забывайте про «тяжелую артиллерию». Бывают ситуации, в которых лучше всего разрешить ребенку проспать и ничего не делать. Так у первоклассника появится опыт решения сложных задач, ведь ему нужно будет все-таки прийти в школу, зайти в класс, когда там уже сидят его одноклассники, объяснится с учителем, может быть, услышать критику от педагога в свой адрес и т. д.

Ошибка № 7. Загружать все дни ребенка дополнительными занятиями

В первом классе не рекомендуется нагружать ребенка какими-то дополнительными занятиями, помимо школы. Спорт, танцы или творческие кружки — рисование, лепка и т. д., — безусловно, могут быть. Главное, исключите умственную нагрузку. Даже с курсами скорочтения, развития памяти и языками лучше повременить.

Ошибка № 8. Критиковать учителя при ребенке

В первом классе для ребенка главным взрослым, когда мы говорим про учебную деятельность, становится именно учитель! Если вы критикуете педагога, то подвергаете сомнению его авторитет перед школьником. В ситуации, когда вы считаете, что педагог не обладает достаточной компетенцией, необходимо решать этот вопрос напрямую с ним как родитель и учитель, не привлекая сюда ребенка.

Ошибка № 9. Разрешать отдыхать ребенку после школы с гаджетом

Гаджет и отдых — слова несовместимые. Сидя в планшете за какой-то игрой или в соцсетях, ребенок не отдыхает! Кстати, просмотр телевизора также не способствует расслаблению. При этом после учебы желательно дать школьнику час, чтобы восстановить силы. В эти 60 минут он может лежать, играть, гулять, рисовать, лепить и т. д., но позаботьтесь, чтобы рядом не было гаджетов. Когда домашнее задание будет сделано — пожалуйста. Но желательно не больше 40-45 минут за раз и не чаще 2 раз в день. Во-первых, это профилактика зависимости. Во-вторых, неплохая мотивация, ведь чем быстрее ребенок сделает уроки, тем быстрее сможет поиграть в любимую игру.

Еще один важный момент: некоторые родители считают, что, если дорога до школы занимает у них, например, 20 минут пешком, этого вполне достаточно, на свежий воздух можно больше не выходить. Нет, у вашего чада должен быть минимум час в день на полноценную прогулку.

Ошибка № 10. Сравнивать школьника с более успешными одноклассниками

Сравнивайте ребенка только с ним самим в разные временные отрезки, а не с Петей или Машей. Тем более не сравнивайте его с собой. Фраза «Я в твои годы был намного смышленнее» не станет для него стимулом, зато запросто может привести к неврозу во взрослом возрасте. Все потому, что с детства некоторые родители стараются подогнать ребенка под удобные им рамки, а он из-за тревоги и страха не соответствовать не может в итоге раскрыть свой потенциал. Задача мам и пап — любить свое чадо вне зависимости от оценок в школе или его социальных успехов.

Ошибка № 11. Считать, что оценки – это критерий успеха

Когда я спрашиваю детей на приеме, за что их хвалят, в 90% случаев слышу: «За оценки». В такие моменты я всегда задаюсь вопросом: неужели больше не за что похвалить? Перекос в сторону оценок неправильный. Это не значит, что очередная пятерка должна остаться незамеченной, вы, безусловно, можете сказать: «Я горжусь тобой»/«Я так рада за тебя». Но попробуйте найти другие вещи, за которые вы искренне можете похвалить своего первоклассника.

Ошибка № 12. Слишком строго соблюдать школьный режим

Некоторые родители очень боятся, что их ребенок опоздает в школу, или они категорически не разрешают ему не ходить на учебу, даже если он плохо себя чувствует. Поверьте, ничего страшного не произойдет, если вы немного нарушите привычный режим. Более того, в первом классе рекомендуется иногда, например раз в 2 недели, оставлять ребенка дома. По крайней мере первую и вторую четверть, чтобы он быстрее адаптировался, особенно если школьник чувствительный или у вас был другой график и вы не вставали так рано. Видите, что ребенок устал или заболел, — дайте ему отдохнуть, просто заранее проговорите этот момент: «Если ты остаешься дома, то никаких гаджетов и ты сам узнаешь о домашнем задании и сделаешь его». Так вы не выработаете у него привычку отлынивать от учебы на постоянной основе и при этом дадите сделать такую нужную для первоклассника паузу.

Источник: http://aif.ru/health/children/ne_hochu_uchitsya_kak_roditeli_meshayut_pervoklassnikam_privyknut_k_shkole

Что делать если первоклассник не хочет учиться?

Автор: Инна Франк

1 сентября ваш малыш стал первоклассником. Букеты хризантем, новая школьная форма — и новая взрослая жизнь.

Когда через 2-3 месяца оказывается, что ваш ребенок не хочет идти в школу 1 класс, плачет и отказывается делать домашнее задание, вас охватывает паника «Что делать?»

Почему первоклассник не хочет учиться:

  1. Не справляется со школьной программой
  2. Неинтересно учиться
  3. Не комфортно находиться в школе из-за одноклассников или учителя
  4. Личные комплексы
  1. Ученик начальной школы не справляется с программой
  2. Ребенку неинтересно учиться
  3. Ребенку плохо в школе из-за одноклассников или учителя
  4. Ребенок комплексует
  5. Общие советы родителям первоклассников
  6. Помогайте в меру
  7. Чаще хвалите
  8. Не сравнивайте с другими детьми
  9. Что главное для родителя — отличные успехи в учебе или счастье малыша?
  10. Найдите отдушину
  11. Полезная литература на эту тему

Ученик начальной школы не справляется с программой

По данным психологов, первоклассник в начале своей учебы имеет завышенную самооценку. Выйдя из ворот детского сада, где его «холили» и «лелеяли», он уверен, что школьная жизнь — это прекрасное продолжение детского сада с абстрактным понятием «учеба».

В реальности же получается, что ребенок фактически не готов впитывать знания и таким образом отстает от одноклассников. Это вызывает у него огорчение, стресс и ответную реакцию — он не хочет ходить в школу.

В этом случае родителям надо помочь начинающему ученику делать уроки. Важно ребенка не упрекать в неуспеваемости, не сравнивать с другими детьми, не ругать за ошибки.

В первом классе необходимо правильно выстроить дневной распорядок. Для рационального и гармоничного развития и учебы необходимо учесть следующее (советы психолога):

  1. После школы необходим отдых не менее 1,5-2 часов.
  2. Уроки следует начинать с того предмета, который наиболее интересен ребенку, далее перейти к более сложным предметам, закончить легким.
  3. Делать небольшие переменки, придерживаться «детского» темпа
  4. Хвалить ученика даже по мелочи. Вселять уверенность.
  5. Помогать не усердствуя. Подсказывать, направлять, наводить на мысль. Не делать вместо него.
  6. Вечером делать прогулки на свежем воздухе.
  7. Ложиться спать не позднее 21 часа.
  8. Перед сном исключить возбуждающие факторы: компьютерные игры, просмотр телевизора.
  9. Помочь медицинскими препаратами, снимающими стресс, улучшающие мозговую деятельность. Для этого обратитесь к неврологу в вашей поликлинике, он подскажет средство, наиболее подходящее вашему ребенку. Не забывайте про витамины, но не покупайте сами. Сдайте анализ на витамины, например, в «Инвитро», и с результатами анализа посетите с ребенком врача.

Ребенку неинтересно учиться

Это наиболее распространенная причина среди современных первоклассников. Многие из них пришли в школу прекрасно подготовленными, с программой справляются хорошо. Но — им неинтересно. У малыша отсутствует мотивация. Он не понимает, для чего все это нужно. Разговоры и запугивания родителей про то, что «если не будешь хорошо учиться, пойдешь работать дворником», не находят отклика в душе первоклашки.

Все эти перспективы «поступить в институт», «зарабатывать много денег», «стать успешным человеком» — для него пустой звук. Он не живет будущим, он живет настоящим. Игрушками, компьютерными играми, прогулками с друзьями.

Совет психолога — превратить процесс учебы в увлекательное занятие. В этом помогают игровые формы обучения. Каждый родитель может с этим справиться. А также существует много вспомогательных материалов. По многочисленным отзывам родителей, рекомендуем интерактивную игру «Письма из сказки». В игровой форме ребенок сам ведет уроки, сам объясняет, сам ставит оценки — это всё в детективной сказке!

Ребенку плохо в школе из-за одноклассников или учителя

Если вы выяснили, что причина нежелания пойти на занятия в том, что малыш еще не влился в коллектив, надо помочь с этим. Для этого необходим тесный контакт с учителем. Старайтесь принимать участие вместе с ребенком во внешкольной жизни детей. Войдите в контакт с другими родителями. Присмотритесь, к кому из ребят тянется ваш ребенок, помогите завести друзей.

К сожалению, случается, что маленький ученик не ладит с большим и умным учителем. Забота родителя это заметить и вмешаться. Учитель вполне может оказаться непрофессиональным, суровым, равнодушным.

Добрый, располагающий к себе учитель — один из важнейших факторов комфортабельной жизни младшеклассников. Ведь малыши только отошли от материнской опеки. Им важно также и в школе получать душевное тепло. Если учитель суров, жесток, прагматичен, «холоден» — задумайтесь о переходе в другой класс.

У некоторых родителей бытует такое мнение: «Учительница очень строгая, зато дает хорошие знания». У таких учительниц дети выдрессированы и послушны. Но «почему-то» потом ненавидят школу.

В начальной школе в первую очередь важно следующее:

  1. Безболезненное взросление детей, переход в разряд «учеников».
  2. Социализация детей, гармоничное вливание во взрослое общество.
  3. Получение навыков получения знаний, самодисциплина, самоконтроль.

Ребенок комплексует

Если у малыша есть какие-то внешние особенности или он каким-то образом отличается от других ребят, у него могут возникнуть проблемы с одноклассниками. Он подвергается высмеиванию и нападкам. Это серьезная проблема, которую надо решать сообща с учителем, школьным психологом или даже с администрацией школы. Провести классный час, научить детей терпимо относиться к различиям всякого рода.

Если ситуация не изменится — не бойтесь менять класс или школу. Защищайте ребенка, несмотря ни на что. Не допускайте мысли: «Стерпится — слюбиться». Не нужно маленькому человеку с самого начала своей жизни привыкать к унижению и обиде.

Есть более простые причины закомплексованности — это внешний вид. Дети обращают на это большое внимание — неопрятная школьная форма, «немодный» фасон пиджака, «не та» прическа. Нам, взрослым, кажется, что это бытовые мелочи.

Но для первоклассника это может стать серьезной проблемой в общении со сверстниками. Он может чувствовать себя неполноценно, ущербно. Обратите на это внимание. У вашего ученика по возможности все должно быть как у всех.

Общие советы родителям первоклассников

Помогайте в меру

Подчас родители перегибают палку с желанием помочь ребенку в учебе. Процесс подготовки к урокам превращается в то, что уроки делает мама или папа, а первоклассник делает все механически, не вникая и не запоминая.

Далее родители не дают ребенку самому подготовить портфель. Таким образом, лишая возможности взрослеть и брать ответственность на себя. В данном случае хочется дать родителям совет: если вы переживаете о наличии всех необходимых учебников в портфеле, просто незаметно перепроверьте малыша. Ребенок не хочет учиться, потому что за него учатся родители.

Чаще хвалите

Похвала — одна из наилучших мотиваций. Дает возможность юному ученику поверить в свои силы, стать более смелым, спокойным и соответственно учиться лучше.

Не сравнивайте с другими детьми

Одна из наиболее плохих тактик родителей, которая убивает в ребенке всякую инициативу, вселяет неуверенность, награждает комплексами «я самый плохой». В этой тактике нет ни одного плюса. Родителям следует понять одно: в мире нет одинаковых детей. Умный учитель на вздохи родителей, что их «девочка в ноябре так и не умеет читать», ответит: «Ничего страшного, будет читать в декабре, или даже в марте. Вы видели где-нибудь человека, который не умеет читать?»

Рано или поздно это случится — не так важно. Но также важно, чтобы ребенку было в школе хорошо и спокойно.

Что главное для родителя — отличные успехи в учебе или счастье малыша?

Подумайте над ответом.

Если все-таки второе — не давите на своего сына или дочь. Сделайте так, чтобы им нравился процесс учебы, факт хождения в школу, подготовка домашнего задания в уютной семейной обстановке.

Найдите отдушину

Учеба — тяжелая штука, взрослые знают по себе. Семилетние дети из мира сказок и игр попадают в суровый новый мир, где главенствует слово «надо». Им тяжело как физически, так и психологически.

Облегчить такое положение поможет новое веселое увлечение — рисование, танцы, каратэ или что-то еще. Главное, чтобы это был не выбор родителя — а пожелание самого первоклассника. На таких дополнительных занятиях ребенок получает разрядку, сбрасывает напряжение.

А также важно сохранить в жизни ребенка все то, чем он особенно дорожил в своей прежней дошкольной жизни. Встречайтесь со старыми друзьями, играйте в любимые игры, гуляйте, прыгайте и балуйтесь. Ведь нашим ученикам — всего 7 лет, первый класс. И быть тихими, усидчивыми и послушными им просто невозможно, это против их природы. Не забывайте об этом!

Полезная литература на эту тему

По многочисленным положительным отзывам родителей рекомендуем:

Детский психолог и колумнист журнала «Сноб» Екатерина Мурашова, обладающая талантом поправлять семейное здоровье не только на консультации, но и с помощью печатного слова. Номинирована на премию шведской писательницы Астрид Линдгрен.

  • «Ваш непонятный ребёнок»
  • «Все мы родом из детства»
  • «Лечить или любить?»
  • «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы»
  • «Любить или воспитывать?»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, советский и российский психолог. Профессор МГУ.

В ее книгах рассматриваются вопросы: Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?

  • «Общаться с ребенком. Как?»
  • «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»
  • «Поведение ребенка в руках родителей»

Людмила Владимировна Петрановская, детский психолог, писатель, получившая известность после выхода книг, предлагающих младшему школьнику разнообразные советы в затруднительных ситуациях.

  • «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
  • «Если с ребенком трудно»
  • «Что делать, если…»

Источник: http://personallife.ru/vospitanie/pervoklassnik-ne-xochet-uchitsya/

Читайте:  Ребенок жалуется на боли в ногах: причины, симптомы, лечение
Adblock
detector