Ребенок в первом классе не хочет учиться

Что делать, если ребенок не хочет учиться, консультации психологов

Почему ребенок не хочет учиться – советы психолога

Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Что делать, если ребенок не хочет учиться , из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, почему ребенок не хочет учиться :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Что делать , если ребенок не хочет учиться

Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.

дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

1 причина, почему ребенок не хочет учиться – это темперамент

Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:
  1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
  2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
  3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
  4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:
  • Меланхолики.

Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.

ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

2 причина , почему ребенок не хочет учиться – болезненность

Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

3 причина , почему ребенок не хочет учиться – гиперактивность

Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.

ребенок не хочет учиться

4 причина , почему ребенок не хочет учиться – недостаточная мотивация к получению знаний

Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

5 причина , почему ребенок не хочет учиться – конфликт ные ситуации

Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

Читайте:  Детское автокресло CAM Combo без ISOFIX в Москве

6 причина , почему ребенок не хочет учиться – сложности в семье

Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.

ребенок не хочет учиться – конфликты

7 причина , почему ребенок не хочет учиться – неуверенность в себе

Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

8 причина , почему ребенок не хочет учиться – недостаточный уровень ответственности

С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

9 причина , почему ребенок не хочет учиться – умный , но ленивый

Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.

ребенок не хочет учиться в школе

10 причина , почему ребенок не хочет учиться – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

Читайте:  Частые носовые кровотечения у детей

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.

ребенок не хочет учиться-советы психолога

Итоги

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.

Но если родители правильно вкладывают время и силы в развитие и обучение своих детей – результат гарантирован.

Не хочу учиться! Как родители мешают первоклассникам привыкнуть к школе

Для многих детей поход в первый класс — это большая радость и большой стресс одновременно. Но мамы и папы часто не только не знают, как помочь своему чаду с ним справиться, но еще и усугубляют ситуацию «гениальными» советами, которые переняли от своих родителей или же прочитали где-то в интернете. Что не следует делать, когда ребенок начинает ходить в школу, рассказывает психолог Мария Меркулова.

Ошибка № 1. Оставлять ребенка в продленке на целый день

В первый год обучения у ребенка идет адаптация к школе, коллективу, новым условиям. Его психика еще недостаточно готова к тому, чтобы проводить в стенах учебного заведения более 3-4 часов, в противном случае у него наступает сильное утомление. Продленка может использоваться лишь как вынужденная мера: например, у вас нет возможности забрать ребенка сразу после уроков из-за работы. И все-таки в идеале в первый год обучения лучше ее избегать.

Ошибка № 2. Делать уроки за первоклассника

Безусловно, если вашему ребенку задали что-то сложное, допустим, какой-то проект на компьютере, вы можете помочь, но по минимуму. Делать все от начала до конца за свое чадо не надо, даже, если вы видите, что у него не очень хорошо получается выполнить задание.

Сидеть рядом, когда школьник делает уроки, тоже не рекомендуется, иначе в будущем у него может возникнуть страх перед написанием самостоятельных работ, ведь мамы или папы не будет поблизости. Чтобы процесс обучения не затягивался на весь день, купите песочные часы или ставьте таймер. Например, у ребенка есть 30 минут для выполнения задания по математике, через полчаса можно заглянуть к нему и спросить: «Все ли у тебя в порядке? Хочешь, чтобы я проверила?» Именно «Хочешь, чтобы я проверила?», а не «Давай я проверю». Не берите на себя функции педагога, ведь именно он должен задавать домашнее задание, а потом проверять его, но не вы.

Ошибка № 3. Критиковать ребенка

Даже если ваш ребенок сделал что-то неправильно, не спешите его отчитывать. Критика хорошо действует только начиная с подросткового возраста, до этого момента она малоэффективна.

Лучше спокойно уточните: «Ты уверен, что сделал все правильно?» Тем более не надо биться в истерике, вырывать листы и заставлять ребенка все переписывать по сто раз, пока вы не увидите идеальный вариант. Опять же следить за качеством исполнения задания — это зона ответственности педагога, а не ваша!

Кстати, в первом классе желательно не использовать черновики, пусть ребенок все пишет сразу в чистовик, а ошибку всегда можно аккуратно исправить. Если же он начнет переписывать одно и то же из черновика в чистовик, утомление и раздражение не заставят себя долго ждать. Мотивация учиться может пропасть.

Не забывайте хвалить первоклассника: «Ты молодец, постарался». Если ребенок не старается, можно сказать: «Как ты думаешь, учителю завтра понравится твоя работа?» Если вы слышите в ответ «Да, конечно», не надо переубеждать свое чадо в обратном, о своих недочетах он должен узнать от учителя.

Ошибка № 4. Проверять электронный дневник и смотреть, что было задано.

Дорогие родители, когда вы проверяете электронный дневник своего ребенка и постоянно напоминаете о том, что ему было задано, вы мешаете формированию у него ответственности. Поверьте, с домашним заданием он может разобраться и без вашей помощи.

Что касается оценок. Спрашивать «Что тебе поставили сегодня?», едва ваше чадо переступило порог, неправильно. Это далеко не самый важный вопрос. В электронный дневник стоит заглядывать, только если у вас появились какие-то сомнения в том, что ребенок говорит правду. Подобные вещи случаются, если в семье нарушено общение.

Ошибка № 5. Больше ребенка радоваться или расстраиваться из-за оценок

Когда ко мне на консультацию приходит семья, я часто задаю ребенку вопрос: «Если ты получишь пятерку, кто больше всего обрадуется?» По его ответу можно легко понять, сформирована ли у школьника ответственность за учебную деятельность. Если он говорит, что мама, папа, бабушка и т. д., значит, не сформирована. Добавим сюда проверку электронного дневника, критику за плохие оценки, какие-то штрафные санкции, которые накладывают на школьника из-за очередной тройки, в результате ребенок легко может потерять интерес к учебе.

В идеале, когда ваше чадо приносит плохую оценку, вы не должны критиковать. Лучше посочувствовать, вы же родитель, а не учитель: «Как я расстраиваюсь сейчас вместе с тобой. Мне очень жаль, что у тебя так получилось. Как я могу тебе помочь?» Как вариант: «Что ты планируешь делать, чтобы исправить эту оценку? Нужна ли тебе моя помощь?» Ваша задача — дать своему чаду эмоциональную поддержку, а не быть строгим судьей.

Читайте:  Арбидол порошок для суспензии для приема внутрь, 25мг/5мл флакон 37 г

Если вы понимаете, что для вас очень важно, какую оценку получил ребенок, подумайте, почему так. Обычно это может происходит из-за собственной нереализованности, т. е. вы делаете ставку на ребенка, желая, чтобы он добился в жизни гораздо большего, чем вы сами.

Ошибка № 6. Самому будить ребенка в школу

Став школьником, ребенок должен сам себя будить. Вы только можете напомнить ему вечером, чтобы он завел будильник, и, соответственно, купить часы. Именно так и формируется самостоятельность.

Если время вставать, а чадо спит, можно заглянуть в комнату с вопросом: «Ты собираешься вставать?» Но не более того. Серьезно подойдите к выбору будильника, есть дети, которым нужно, чтобы был очень громкий звонок, а есть те, кому идеально подойдут часы с имитацией рассвета или аромамаслами.

И, конечно, не забывайте про «тяжелую артиллерию». Бывают ситуации, в которых лучше всего разрешить ребенку проспать и ничего не делать. Так у первоклассника появится опыт решения сложных задач, ведь ему нужно будет все-таки прийти в школу, зайти в класс, когда там уже сидят его одноклассники, объяснится с учителем, может быть, услышать критику от педагога в свой адрес и т. д.

Ошибка № 7. Загружать все дни ребенка дополнительными занятиями

В первом классе не рекомендуется нагружать ребенка какими-то дополнительными занятиями, помимо школы. Спорт, танцы или творческие кружки — рисование, лепка и т. д., — безусловно, могут быть. Главное, исключите умственную нагрузку. Даже с курсами скорочтения, развития памяти и языками лучше повременить.

Ошибка № 8. Критиковать учителя при ребенке

В первом классе для ребенка главным взрослым, когда мы говорим про учебную деятельность, становится именно учитель! Если вы критикуете педагога, то подвергаете сомнению его авторитет перед школьником. В ситуации, когда вы считаете, что педагог не обладает достаточной компетенцией, необходимо решать этот вопрос напрямую с ним как родитель и учитель, не привлекая сюда ребенка.

Ошибка № 9. Разрешать отдыхать ребенку после школы с гаджетом

Гаджет и отдых — слова несовместимые. Сидя в планшете за какой-то игрой или в соцсетях, ребенок не отдыхает! Кстати, просмотр телевизора также не способствует расслаблению. При этом после учебы желательно дать школьнику час, чтобы восстановить силы. В эти 60 минут он может лежать, играть, гулять, рисовать, лепить и т. д., но позаботьтесь, чтобы рядом не было гаджетов. Когда домашнее задание будет сделано — пожалуйста. Но желательно не больше 40-45 минут за раз и не чаще 2 раз в день. Во-первых, это профилактика зависимости. Во-вторых, неплохая мотивация, ведь чем быстрее ребенок сделает уроки, тем быстрее сможет поиграть в любимую игру.

Еще один важный момент: некоторые родители считают, что, если дорога до школы занимает у них, например, 20 минут пешком, этого вполне достаточно, на свежий воздух можно больше не выходить. Нет, у вашего чада должен быть минимум час в день на полноценную прогулку.

Ошибка № 10. Сравнивать школьника с более успешными одноклассниками

Сравнивайте ребенка только с ним самим в разные временные отрезки, а не с Петей или Машей. Тем более не сравнивайте его с собой. Фраза «Я в твои годы был намного смышленнее» не станет для него стимулом, зато запросто может привести к неврозу во взрослом возрасте. Все потому, что с детства некоторые родители стараются подогнать ребенка под удобные им рамки, а он из-за тревоги и страха не соответствовать не может в итоге раскрыть свой потенциал. Задача мам и пап — любить свое чадо вне зависимости от оценок в школе или его социальных успехов.

Ошибка № 11. Считать, что оценки – это критерий успеха

Когда я спрашиваю детей на приеме, за что их хвалят, в 90% случаев слышу: «За оценки». В такие моменты я всегда задаюсь вопросом: неужели больше не за что похвалить? Перекос в сторону оценок неправильный. Это не значит, что очередная пятерка должна остаться незамеченной, вы, безусловно, можете сказать: «Я горжусь тобой»/«Я так рада за тебя». Но попробуйте найти другие вещи, за которые вы искренне можете похвалить своего первоклассника.

Ошибка № 12. Слишком строго соблюдать школьный режим

Некоторые родители очень боятся, что их ребенок опоздает в школу, или они категорически не разрешают ему не ходить на учебу, даже если он плохо себя чувствует. Поверьте, ничего страшного не произойдет, если вы немного нарушите привычный режим. Более того, в первом классе рекомендуется иногда, например раз в 2 недели, оставлять ребенка дома. По крайней мере первую и вторую четверть, чтобы он быстрее адаптировался, особенно если школьник чувствительный или у вас был другой график и вы не вставали так рано. Видите, что ребенок устал или заболел, — дайте ему отдохнуть, просто заранее проговорите этот момент: «Если ты остаешься дома, то никаких гаджетов и ты сам узнаешь о домашнем задании и сделаешь его». Так вы не выработаете у него привычку отлынивать от учебы на постоянной основе и при этом дадите сделать такую нужную для первоклассника паузу.

Adblock
detector