Запор у ребенка психосоматика

Остеопат Гуричев Арсений Александрович

Запор у ребёнка

Фото: Fabian Blank

Запор опасен и требует лечения ребенка. Применение многих лекарств у детей противопоказано. Что делать в случае запора у ребёнка + Психосоматика запора.

Синдром раздражённого кишечника

Согласно положениям Римского консенсуса функциональные запоры (запоры без других: инфекционных, травматических, токсических причин, аномалий развития и тд) относятся, наряду с остальными нарушениями дефекации, к синдрому раздражённого кишечника (СРК), среди которого выделяют:

  1. СРК с запором
  2. СРК с диареей
  3. СРК смешанного типа (с запором и диареей).

Нормальная частота стула у младенцев от нескольких раз в день до 2 раз в неделю. Если реже, или если ребёнок плачет при дефекации, если его каловые массы жёсткие, сухие, или наряду с этим есть выделения жидкости из заднего прохода, то это настораживающий признак.

Вздутие живота, плач или крик при нажатии на живот, выделения крови из заднего прохода, ухудшение общего состояния ребенка, сонливость и другие нарушения сознания, холодный пот, или повышение температуры тела, рвота, неврологические и другие симптомы — всё это требует незамедлительного осмотра врача (педиатра, хирурга, инфекциониста, невролога).

Тревожные признаки

(Hyams J. S., Di Lorenzo C., Saps M., Shulman R. J., Staiano A., van Tilburg M. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Child // Adolescent. Gastroenterology. 2016. ЙBenninga S., Nurko M. A., Faure C., Hyman P. E., James Roberts I. St., Schechter N. L. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Neonate/Toddler // Gastroenterology. 2016.)

    • запор с рождения или в возрасте менее месяца
    • выделение мекония более чем через 48 ч после рождения
    • болезнь Гиршпрунга в семье
    • лентовидный стул
    • кровь в стуле (видимая, или чёрный стул)
    • повышение температуры
    • рвота желчью (зелёная, жёлто-зелёная, тёмная)
    • аномалия развития щитовидной железы
    • значительное вздутие живота
    • аномалии развития ануса (положение, форма, отклонение межъягодичной борозды)
    • признаки spina bifida (пучок волос в крестцовой области, впадина в области крестца)
    • перианальный свищ, или фистула
    • неврологические симптомы (отсутствие анального рефлекса, кремастерного рефлекса, тонические нарушения, грубая задержка развития)
    • сильный страх во время осмотра.

Если опасности нет (был осмотр врача, исключающий опасность), или это состояние уже не в первый раз и нет настораживающих признаков, то стул надо налаживать.

Младенческая дисхезия

Младенческая дисхезия — особая форма функционального запора у детей в возрасте до 6 месяцев в виде не более 10 минутного приступа беспокойства и крика с последующей успешной дефекацией — при условии отсутствия каких бы то ни было проблем со здоровьем

Причины запора

Периодически находятся те, или иные причины запоров. Много сообщений о связи запоров с ферментопатиями или аллергией на коровье молоко, а также запоров, связанных с обменом железа. По-видимому, важность значений этих вариантов переоценена.

Сегодня рассматривается биопсихосоциальная модель функциональных нарушений органов пищеварения (Drossman D. A. The functional gastrointestinal disorders and the Rome III process // Gastroenterology. 2006), согласно которой симптомы развиваются из-за комбинации нескольких физиологических причин и условий:

    • нарушение моторики кишечника и желчевыводящих путей
    • гиперчувствительность кишечника к нормальным медиаторам
    • изменение местного тканевого иммунитета кишечника
    • воспалительные реакции кишечника
    • нарушения нервной связи: ЦНС — энтеральная НС
    • психологические и социальные факторы (условия).

Неврологические особенности при запоре

По данным исследований нервной системы у детей с запорами установлено преобладание тонуса парасимпатической нервной системы у 82% детей с запорами, а симпатической — у 11% обследуемых. У 18% детей отмечалась повышенная агрессивность, в 1% случаев отмечалась аутоагрессия. Установлена акцентуация характера в виде эмоциональной лабильности в 21% случаев, а истероидности в 17% детей с запорами (Гасилина Т.В, Бельмер С. В. Вопросы медикаментозной терапии запоров функционального происхождения у детей).

Пищевые факторы запора

Пищевые факторы могут влиять на моторику кишечника и дефекацию. Наибольшее значение имеет растительная клетчатка, фрукты, овощи, вода, кислоты, соли, белок — в разной степени влияния.

Недостаток клетчатки

Недостаток клетчатки в пище, рафинированная пища, недостаточное потребление воды — наиболее частая пищевая причина (условие) запоров. Недостаточное количество пищевых волокон в пище ежедневного рациона — фактор риска запора (Inan M., Aydiner C., Tokuc B. Factors associated with childhood constipation // J Paediatr Child Health. 2007).

Показано, что употребление растительной клетчатки и большого количества жидкости ускоряет кишечный транзит и размягчает кал (Carbohydrate and dietary fiber. In: Kleinman R. E., ed. Pediatric Nutrition Handbook, 6th Edition, Community on Nutrition. American Academy of Pediatrics, 2009) .

FLUIDS, FRUITS, FIBER

Жидкость, фрукты и клетчатка = решение при функциональных запорах у детей.

Вода при запоре

Достаточное количество жидкости принимаемой ребенком за день, с учетом потерь жидкости с потом из за жары, лихорадки, рвоты, учащённого мочеиспускания и д.р. Существуют разного рода расчётные нормы потребления воды, но они сложно применимы и сами по себе повышают нервозность родителей при невозможности их соблюсти. Достаточность потребления воды может быть определена простым способом — предложением ребёнку воды.

Клетчатка и фрукты

Российское общество детских гастроэнтерологов рекомендует следующий расчет нормы потребления пищевых волокон: к возрасту ребенка прибавить 5–10 г в сутки ((5–10) + n, где n — возраст в годах, т. е. 6–11 г/сут для годовалого ребенка) (Хавкин А. И., Файзуллина Р. А., Бельмер С. В., и др. Диагностика и тактика ведения детей с функциональными запорами. Вопросы детской диетологии. 2014; 12).

Пища ускоряющая моторику

Фруктовые соки, фруктовые пюре, чернослив, яблоко, другие фрукты и овощи. Кислые и сахаристые вещества: фруктовые соки, чёрный хлеб, мёд, варенье, джем, кислое молоко. Овсяная, гречневая, перловая крупы (каши). Некоторые минеральные воды и в целом холодная пища.

Пища замедляющая моторику

Продукты и напитки, содержащие танины: чай, кофе, какао, некоторые, в основном цветные тёмные фрукты. Гранат, черника, кизил, хурма, некоторые сорта груши. Манная и рисовая каши (не все сорта риса). В целом тёплая и горячая еда.

Поведенческая терапия запора

Кроме налаживания рациона питания можно применять тренировку усаживания на горшок, создать условие опоры для ног, оказывать вербальную поддержку при удачной дефекации.

Тренировка усаживания подразумевает налаживание ритма дефекации, например по утрам, днём и вечером в одно и тоже время. Опора для ног ребенка при усаживании на унитаз — важное условие для возможности расслабить мышцы тазового дна, и согласованно повысить тонус мышц живота ( Inan M., Aydiner C., Tokuc B. Factors associated with childhood constipation // J Paediatr Child Health. 2007) .

Следующий шаг

Если диета не даёт нужного результата, то применяются тёплые ванны, массаж живота, желчегонные продукты (горечи, масла), слепой тюбаж (обсудить с педиатром). При неэффективности этих мер — глицериновые свечи, но лучше не злоупотреблять ректальной интервенцией. При бездейственности данных мер показано применение лекарственных средств, они назначаются педиатром и родители должны взвешено оценивать предполагаемые эффекты и безопасность препаратов.

Помогает ли остеопатия при запоре

Остеопатия — безопасный метод эффективный в большинстве случаев при запорах у детей (и у взрослых). В основном коррекции поддаётся вариант запора, обусловленный неврологическим компонентом: связь центральная нервная система — нервная система кишечника, вегетативная иннервация кишечника, коррекция дискинезий желчевыводящих путей, тонические нарушения гладкой мускулатуры собственно кишечника.

Психологические и социальные факторы

Негативный, травмирующий опыт дефекации у ребёнка, связанный с болью, стрессом из за обстановки, повышенного внимания окружающих, холод или отсутствие других необходимых условий в общественных уборных, негативный опыт медицинской агрессии и другие условия могут сформировать рефлекс, связанный с дефекацией.

Эволюционные механизмы запора

Запор — реализация древнего эволюционного механизма, обеспечивавший у человека спасение через не оставление следов. Не оставление следов (экскрементов) позволяло не быть найденным хищником и, соответственно, избежать его нападения. Другой эволюционный механизм описывает схожую ситуацию, но другой контекст — запор хищника, как способ не быть обнаруженным жертвой на которую он охотится. Сравните активность дефекации травоядных (коров, лошадей) и хищников (кошек, собак).

Психосоматика запора

В психоаналитических направлениях (Зигмунд Фрейд) акт дефекации интерпретируется как акт дарения (отдавания) и косвенно дефекация показывает способность отдавать (деньги), платить, расставаться с деньгами.

Приметы

На уровне культуральных символов жителей Европы дефекация, кроме прямого отторгающего символизма, также связана с богатством, положением: “Да он деньгами в туалет ходит”, “Хоть жопой ешь”, “ Как в начальство вышел — так с пенька серет ”.

Приметы в разных народах: “Наступил в говно — прибыль из неожиданного места”, “Наступил дерьмо — к деньгам”. В европейской сказке про Золотого осла последний выделяет не фекалии, а золотые талеры…

Тело, как сцена

Рудигер Дальке описывает запор, как выражение нежелания отдать, стремление удержать любой ценой. Запор напрямую связан с жадностью, свидетельствует о слишком большой любви к материальным благам и о нежелании с ними расставаться (Рудигер Дальке, Роберт Хёсль, Проблемы пищеварения, СПб, Весь, 2008, Рудигер Дальке, Торвальд Детлефсен, От болезни тела — к исцелению души, СПб, Весь, 2012).

Биологические конфликты запора

Представитель и продолжатель идей Новой Германской Медицины, Тотальной биологии и Исцеления воспоминанием Жильбер Рено (Жильбер Рено, Исцеление воспоминанием, М, Эксмо, 2017, Жильбер Рено Конспекты семинаров Исцеление воспоминанием, 2015 — 2018 гг) указывает на запор, как проявление следующих конфликтов:

  1. Конфликт идентичности на собственной территории: “У меня нет места, где я могу побыть собой, испражниться”
  2. Конфликт активного расставания: “Я переживаю расставание, но хочу удержать”.
  3. Конфликт расставания с тем, кто умер: “Я так скучаю по нему”.
  4. Конфликт, связанный с мобильностью: “Я должен идти, но я не хочу”.
  5. Конфликт неспособности довести дело до конца: “Я не могу продать дом”.
  6. Конфликт остановки: “Я не могу переварить и отпустить грязную ситуацию”.

Дети в данных случаях могут проявлять семейные конфликты (конфликты родителей).

Что такое психологический запор, почему возникает у ребенка и как помочь взрослому с ним справиться?

Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку. У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает. По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.

Причины психологического запора у детей

Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.

У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.

Читайте:  Самый лучший сайт для мам о малышах

Причины запора в зависимости от возраста малыша:

  • психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
  • у ребенка 3 годажизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
  • у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
  • ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.

Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.

Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы. После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения. Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.

Как определить причину появления запора?

Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.

Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:

  • дискомфорт или боль во время испражнения;
  • задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
  • метеоризм, вздутие;
  • кал плотный и скудный;
  • ребенок долго сидит на горшке;
  • кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
  • ребенок выглядит вялым и уставшим.

От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.

Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:

  • дискомфорта;
  • неприятных звуков и запахов;
  • быть увиденным или услышанным посторонними людьми.

Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?

Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:

  1. Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
  2. При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
  3. Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
  4. Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
  5. Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
  6. Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
  7. Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
  8. Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.

При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.

Как лечить неврогенный запор у ребенка?

При психологических запорах у малышей специалисты рекомендуют сироп лактулозы. Кроме мягкого воздействия на ЖКТ, средство способствует улучшению кишечной микрофлоры. Курс лечения при хронических запорах составляет несколько месяцев. Доза сиропа зависит от возраста ребенка и подбирается индивидуально.

Чтобы быстро нормализовать состояние малыша, несколько дней ему дают Дюфалак в высокой дозировке. После опорожнения кишечника дозу снижают до средней терапевтической, и продолжают лечение. Чтобы ребенок привык к тому, что процесс дефекации стал безболезненным необходимо время. На это обычно уходит от 2 до 4 месяцев. Очистительные клизмы при психологических запорах показаны только в тяжелых случаях, например, при длительных задержках стула (до 10 суток). Свечи показаны только при анальных трещинах, ставят их на ночь. Детям рекомендуют облепиховые, они безвредны и хорошо заживляют слизистую.

Обязательной составляющей терапии является диетическое питание, оно способствует формированию нормального стула. Во время лечения психологического запора нельзя употреблять макаронные изделия, рис, булки, помидоры, капусту, бобовые. Также надо избегать кофеинсодержащих напитков и шоколада, поскольку они ухудшают перистальтику. В рацион ребенка, склонного к запорам, должна быть включена растительная пища, в том числе злаки, мясо птицы, растительное и сливочное масло, яйца, молочнокислые продукты. При упорных задержках стула малышам обычно назначают диетический стол №3 и 4.

Лечение психологического запора у взрослого человека

Первоначальным этапом лечения запора у взрослых является выявление психологической причины этого явления. А для стабилизации результата проводятся мероприятия по улучшению микрофлоры и перистальтики кишечника. Важно повысить потребление воды и увеличить двигательную нагрузку. Во время поездок и при смене привычной обстановки в рацион необходимо вводить растительную клетчатку, улучшающую выведение каловых масс.

Психологи, изучавшие причины возникновения неврогенных запоров, установили психосоматику, присущую этому состоянию. Так, Фрейд выявил основные черты характера людей, склонных к психологическим запорам:

  • стремление к порядку;
  • скупость, бережливость;
  • упрямство.

Задержку стула связывают с негативными эмоциями, возникающими во время отдачи. Глубинными причинами этого состояния являются психологические травмы, возникшие из-за того, что малышу приходилось делиться игрушками с другими детьми. Неврогенный запор характерен для людей, которые поддерживают сильнейшее внутреннее напряжение.

Поздней психологи установили психологический портрет человека, склонного к запорам. Ему свойственны такие особенности личности:

  • педантизм;
  • страх перемен;
  • неуверенность в себе;
  • консерватизм;
  • боязнь ответственности.
  • замкнутость;
  • скупость, чрезмерная бережливость;
  • эмоциональная холодность.

Если вам присущи вышеизложенные характеристики, то следует обратиться за помощью к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Профилактика психологических запоров в детском возрасте

Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:

  1. Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
  2. Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
  3. Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
  4. Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
  5. Поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.

Психосоматика запора у ребенка: причины и методы лечения

Психологический запор у ребенка отличается от физиологической проблемы наличием внутренних переживаний и страхов. При такой причине продолжительного отсутствия дефекации обычные способы избавления от запора неэффективны.

Связь психосоматики и запора у детей

Психосоматика – наука, изучающая воздействие факторов психологического характера на состояние здоровья человека, возникновение заболеваний и их течение.

Психосоматическую основу заболевания у ребенка патология имеет в случае, когда маленькому человеку приходится сдерживать эмоции или потребности, бороться со страхами и опасениями самостоятельно. Накопленные негативные эмоции со временем выливаются в физическую проблему со здоровьем.

Неразрешенный внутренний конфликт оказывает негативное влияние на функционирование органов и систем взрослого человека. Ребенок отличается податливой, нестабильной психикой, которая формируется на том, что он видит, слышит, чувствует. Если малыш столкнулся с неприятными физическими ощущениями или социальными проблемами во время испражнения, в дальнейшем он будет стараться всячески избегать повтора ситуации. Вследствие этого ребенок подавляет позывы к опорожнению кишечника, удержанный кал твердеет в прямой кишке, формируясь в прочную пробку из каловых масс.

Запор, возникший на фоне психологического воздействия на детский организм, становится очередным звеном в цепочке проблем, превращая их в замкнутый круг: полученный стресс — страх пережить его снова — сдерживание позывов к опорожнению — запор — стресс от новой проблемы.

Причины и симптомы психологического запора

Психосоматика запоров не наблюдается у детей грудного возраста. Младенцы, если страдают запорами, то проблема имеет физиологическую природу. Психологическая причина задержки дефекации характерна для малышей старше 2 лет. Причиной отсутствия стула могут быть:

  • пережитый стресс;
  • эмоциональная травма;
  • чувство стыда;
  • знак протеста;
  • физическая боль.

Вызвать нежелание у крохи опорожниться могут:

  • насильственные действия родителей при приучении к горшку;
  • наказание за произведение дефекации в штаны;
  • болевые ощущения во время стула по причине запора физиологического характера;
  • чувства стыда за чрезмерную и излишнюю опеку со стороны родителей;
  • протест против различных обстановок в семье;
  • насмешки со стороны ровесников в дошкольном или школьном учреждении;
  • неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
  • стеснение и чувство дискомфорта, которые нередко связаны с необходимостью посещать общественные туалеты в детском саду или школе.
Читайте:  Иксим Люпин - инструкция по применению

Психологией болезни может являться нежелание ребенка делиться, отдавать, а родители настоятельно учат малыша быть щедрым.

  • Связь психосоматики и запоров у взрослых и подростков
  • Может ли быть запор при прорезывании зубов
  • Что делать если ничего не помогает от запора

Симптомы констипации, имеющей соматическую основу, мало чем отличаются от запоров физиологического характера. Часто родители долго не могут понять причину задержки стула и повторяют свои ошибки, которые спровоцировали и усугубляют проблему.

Обратить внимание стоит на особенности поведения малыша, сочетающиеся с характерными признаками запора:

  • ребенок упорно отказывается садиться на горшок;
  • чувствует стеснение ходить в туалет под наблюдением родителей;
  • выражает страх перед горшком или унитазом;
  • капризничает, плачет, кричит при проявлении настойчивости взрослыми усадить дитя на горшок для справления нужды по большому, но при этом без проблем может произвести мочеиспускание;
  • упрямо не соглашается опорожниться в детском саду;
  • наблюдается вялость;
  • нарушается сон;
  • снижается аппетит;
  • живот становится вздутым и твердым;
  • появляется отрыжка, боль в животе, частое испускание газов;
  • при длительной задержке кала в кишечнике может подняться температура, появиться тошнота, головная боль, жалобы на дискомфорт в области сердца.

Методы лечения запоров у детей разных возрастных групп

Чтобы справиться с проблемой, важно разобраться в причине, вызвавшей такую реакцию и найти отправную точку, с которой начался замкнутый круг.

Родителям важно проявить внимание и терпение. Бороться с отсутствием стула только медикаментозным методом или налаживанием питания в этом случае не всегда эффективно. Необходимо помочь маленькому человеку избавиться от стеснения, перестать бояться:

  1. Детям любого возраста не стоит показывать свое расстройство и озабоченность имеющейся проблемой. Дети старше 3-х лет отлично чувствуют обстановку и ловят эмоции родителей, огорченное лицо мамы только добавит малышу дополнительное беспокойство. Взрослым важно сохранять спокойствие и формировать позитив вокруг ребенка, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности и расслабиться.
  2. Если чадо боится горшка, можно купить новый, который не будет похож на прежний. Вместе выбрать его, а старый позволить ребенку самостоятельно выбросить. Убедить малыша, что новый горшок «добрый и больше не будет его обижать».
  3. Если ребенок посещает садик и наотрез отказывается ходить в туалет в детском учреждении, нужно предупредить воспитателя о наличии проблемы. Педагог, взяв во внимание стеснение малыша, поспособствует уединению чада, когда тот захочет посетить уборную.
  4. Что касается детей постарше (6-8 лет), то такому ребенку можно рассказать о строении человеческого тела, физиологии, функции выделительной системы. Не стоит нагнетать обстановку и пугать дитя страшными последствиями. Аккуратно объясните, что если сдерживать в себе отходы и вовремя не избавиться от них, то они начнут выпускать в организм ядовитые вещества и выводить из строя другие внутренние органы.
  5. С детьми младшего школьного возраста, особенно если причиной запора стало стеснение, важно соблюдать тактичность. Не нужно часто спрашивать, хочет ли сын или дочь в туалет.

Лечение психологического запора у детей

Иногда родителям не удается справиться с задержками дефекации у малыша самостоятельно. Тогда необходимо обратиться за помощью к специалисту. Педиатр даст совет, касающийся правильного питания для маленького пациента, при необходимости назначит слабительное.

В рацион детского питания нужно включить продукты, способствующие быстрому опорожнению:

  • чернослив;
  • курага;
  • сухофрукты;
  • спелые бананы;
  • абрикосы;
  • сливы;
  • отварную свеклу.

Отличным помощником в борьбе с запором является киви. Употреблять плоды нужно ежедневно по 1-2 шт.

В качестве медикаментозного метода лечения используют препараты Форлакс, Микролакс, Прелакс, ректальные глицериновые свечи, Дюфалак, Рекицен-РД.

Можно произвести очистительную клизму, но процедурой не стоит увлекаться. Частые клизмы способны нарушить микрофлору малыша.

Советы психолога:

  1. С малышами в 2-3 года рекомендуется играть в ролевые игры с любимыми игрушками, прорабатывая основную причину, спроецировав ситуацию на кукол, мишек или роботов.
  2. Смогут помочь в лечении психологического запора тематические истории или сказки. Мама с папой могут придумывать их сами, используя в историях любимых героев ребенка или мальчика/девочку такого же возраста. Обязателен счастливый конец похожего случая. Это поможет малышу поверить в себя, понять, что подобная ситуация может произойти не только с ним, и проблема решаема.
  3. Желаемого результата можно добиться лепкой из пластилина. Это занятие понравится малышам в 2 года, 3, в 5 лет. С ребенком нужно налепить коричневых колбасок и поиграть в сказку про Каку-Буку, которая стучит в дверцу, и ее нужно выпустить в горшок. Сквозь неплотно сжатый кулак нужно пропустить пластилиновую колбаску и оставить в горшке. Затем спросить ребенка: не стучит ли Кака-Бука в дверцу? Нужно ее выпустить наружу.

Справляться с отсутствием дефекации можно с помощью утренней гимнастики. Комплекс упражнений включает:

  1. Бег на месте.
  2. Повороты туловища.
  3. Наклоны.
  4. Приседания.
  5. Ходьбу на четвереньках.
  6. Поочередные махи ногами, стоя на четвереньках.
  7. Прыжки с поочередной сменой ног.

Возможные осложнения и профилактика

Длительная констипация чревата развитием заболеваний толстой кишки, органов ЖКТ, появлением трещин в заднем проходе, интоксикацией организма с повышением температуры.

Чтобы избежать осложнений, рекомендуется лечить сложности со стулом согласно рекомендациям специалиста, соблюдать предложенную диету, включить в рацион продукты, содержащие пектин и клетчатку, предоставить ребенку эмоциональную поддержку.

Профилактикой послужат подвижные игры, гимнастика, употребление достаточного количества жидкости.

Побороть стеснение и страх помогут детские психологи. Такие специалисты есть в каждом дошкольном учреждении и учебном заведении.

Психологический запор у ребенка 2-4 лет: методы преодоления

Психологические проблемы запора

В случае, если поводом нарушений работы кишечника и затруднений дефекации является психосоматика, запор может иметь постоянный характер, со временем приобретающий форму хронического заболевания. Симптоматично, что появление первых признаков воспринимается как неприятная проблема, не требующая внимания и лечения.

Напротив, осознание и принятие существующих симптомов и их психогенной природы способно избавить человека от дальнейшего развития болезни и ощущения дискомфорта.

Что по этому поводу говорят психологи

Психосоматика запоров характеризуется следующими причинами:

  1. Преобладание негативно окрашенных эмоций и переживаний, вызывающих соответствующий отклик в теле (злость, обида, страх могут провоцировать затруднения дефекации).
  2. Упрямство, скупость, склонность к интроверсии, застревание в прошлом, негативный образ мышления на психосоматическом уровне могут являться причиной застоя каловых масс. Кроме того, эти черты характера способны вызвать психические расстройства.
  3. Нестабильный график, чувство неловкости, необходимость откладывать процесс опорожнения в связи с частыми сменами обстановки. Вследствие сдерживания позывов к дефекации в прямой кишке застаиваются и уплотняются каловые массы.
  4. Отсутствие способности к расслаблению. Характерно для людей, которым процесс опорожнения представляется возможным только в домашних условиях. При возникновении позывов к дефекации, возникающих в других обстоятельствах, они не способны опорожниться и вынуждены психологически блокировать это желание, что приводит к появлению заболевания.

Психосоматика:запор,Луиза Хей

Вероятными психологическими причинами запора являются нежелание распрощаться со старыми мыслями и идеями. По мнению Луизы это проявление одной из форм сдерживания.

Психосоматика запора у взрослых и аффирмация при нем по Луизе Хей. («Таблица психосоматики Луизы Хей» )

Из таблицы Л.Хей

Наличие проблемы с удалением отходов может сигнализировать о нежелании распрощаться с прошлым. Либо же нарушение эвакуаторной функции кишечника является следствием скопления ментального яда.

Более подробное объяснение следующее. К запору приводит наличие в психике испуга и нежелание расстаться с чем-либо из-за страха не восполнить потерю. Причем это может быть не только стремление удержать ненужное либо устаревшее. Человек может старательно цепляться за старые болезненные вспоминания. Либо он не хочет покончить с ненужными отношениями. Либо не в силах уйти с работы, которая его уже не устраивает. Либо не выбрасывает старые вещи.

Зачастую причиной может быть банальная жадность. Как ни странно, но я могу подтвердить эту закономерность наблюдением из жизненного опыта – к запору действительно подвержены скупые пенсионеры. Какая прямая аналогия – человеку жалко отдать даже ненужное, уже переработанное.

Если резюмировать, то психосоматика запора у взрослых по Луизе Хей такова – основной причиной запора является стремление удерживать. Удерживать старый хлам, бесполезные отношения, плохой опыт прошлого: на физическом уровне это приводит к удержанию… «по большому».

То есть надо избавляться и освобождаться от того что удерживается. И от страхов прошлого, и от старых вещей. Причем Луиза предлагает выбрасывать старье не просто так, а с напутствием:

«Я избавляюсь от старого и освобождаю место для нового».

Для большей эффективности.

Психосоматика запора у взрослых:Синельников

Российский психолог солидарен с Хей по ментальным причинам запора. Затор в кишках показывает, что человек погряз в прошлом.

Вы верите в ограничения и нужду и поэтому подсознательно боитесь отказываться от чего-то в жизни, ибо вы не уверены, что затем сможете восполнить эту потерю.

Психосоматика запора у взрослых:Лиз Бурбо

Он тоже придерживается аналогичного мнения. Эмоциональные причины адиареи (эмоциональная блокировка) по Бурбо таковы:

  • сдержанность в проявлении чувств, в словах из-за боязни произвести впечатление невежливого, потерять кого-нибудь или что-то,
  • мелочность, цепляние за за что-либо уже ненужное ему,
  • нежелание отдать что-либо отдать по принуждению (деньги, время или энергию),
  • драматизация своего прошлого, т.е. не отпускать его.

Решение проблемы по Лиз Бурбо: избавиться от устаревших стереотипов. Долой страхи, навязчивые и/или отрицательные мысли! Не бояться что-либо или кого-нибудь потерять — полезнее быть самим собой.

Я надеюсь, что статья «Психосоматика запора у взрослых» была интересной и полезной для вас. Как вы считаете, что можно дополнить или изменить в ней?

Как определить причину появления неврогенного запора

В ряде случаев у взрослых причина в том, что сдерживание желания опорожнения формируется еще с раннего детства.

Зигмунд Фрейд считал, что психогенная природа запора проявляется, когда совокупность соответствующих черт характера (упрямство, жадность, стереотипность, страх перед переменами, излишняя педантичность) возможно сопоставить с застреванием в анальной стадии.

На анальной стадии развития ребенок ощущает давление со стороны не только родителей, но и других взрослых, в связи с чем стремится сохранить свои границы и проявляет упрямство.

Необходимость в приспособлении к новым для малыша условиям гигиены (горшок), социальным нормам (делиться едой, игрушками, а иногда признавать, что не все внимание со стороны семьи уделяется ему) способствует формированию жадности, что символически выражается в том, что ребенок противится процессу опорожнения.

В случае, если кто-то из взрослых провоцирует возникновение чувства вины у ребенка, может сформироваться страх перед переменами (обстановки, места, утраты взрослого и т.д.)

Что делать родителям и крохе?

Запор, вызванный психологическими причинами, нельзя вылечить только медикаментами. Родителям придется проявить терпение, «поработать» с психикой ребенка, чтобы помочь крохе. Возможно, понадобится помощь специалиста. Настраивайтесь на то, что придется менять тактику поведения и манеру общения с малышом.

Если причина кроется во взаимоотношениях с персоналом детского сада, вам предстоит серьезный разговор с воспитателем, перевод крохи в другую группу или даже в иное учреждение.

Изначально, ваша задача вызвать положительные ассоциации с процессом опорожнения кишечника. Один из методов, специальная сказка.

Читайте:  Кашель у ребенка без температуры: причины и лечение

Этиология запора

Недуг характерен для людей, работающих в нестабильном графике и не имеющих возможности постоянно опорожняться дома. Так как нет возможности устанавливать четкое время дефекации, человек учится психологически блокировать позывы к опорожнению, что приводит к застою кала.

Кроме того, психические расстройства, стрессовые ситуации, депрессия, преобладание негативно окрашенных эмоциональных переживаний могут явиться причиной возникновения заболевания.

Также этим неприятным заболеванием часто страдают люди, ведущие малоподвижный образ жизни.

Что делать, если ребенок после запора боится ходить в туалет

Если ребенок боится ходить в туалет из-за неприятных воспоминаний, связанных с болью после запора, врачи рекомендуют предпринять следующие меры:

  • посоветоваться с педиатром о применении подходящего слабительного;
  • дать ребенку лекарство, назвав его волшебным – оно помогает сходить в туалет без боли и страха;
  • принести домой новый «добрый» горшок, который заменить старый «злой», причинивший боль малышу.

Слабительное поможет размягчить скопившиеся каловые массы, вывести их наружу. Но нельзя применять его без предварительной психологической помощи ребенку. Он должен не бояться предстоящего акта дефекации. Для чего и приносится домой новый горшок.

Вместо нового горшка иногда применяют сказкотерапию. Рассказать сказку про добрые «какули», которые плачут из-за того, что не могут выйти наружу. Здесь все зависит от фантазии родителей, терпения и индивидуальных особенностей малыша.

Клиническая картина

Для психосоматического запора симптоматично:

  • возникновение неприятного характерного запаха изо рта;
  • болевые ощущения в области живота;
  • повышенное газообразование;
  • симптомы интоксикации организма (тошнота, повышенная температура, слабость в теле);
  • отсутствие аппетита;
  • головная и мышечная боли;
  • нарушения сна;
  • ощущение непроходящего нервного напряжения;
  • тревога, страх.

Хотя основными причинами возникновения запоров принято считать психологические, нельзя отрицать возможность дисфункции со стороны пищеварительной системы. Поэтому следует обратить внимание на свой рацион питания и придерживаться необходимой диеты.

Симптомы и возможные осложнения

Важно вовремя заметить проявления констипации психологического характера. Своевременность позволяет избавить малыша от проблемы без помощи медикаментозных средств.

Насторожить родителей должны следующие признаки, указывающие на запор психосоматического характера:

  • малыш зажимается, стесняется ходить в туалет в присутствии взрослых;
  • его живот становится вздутым и твердым;
  • повышенный метеоризм;
  • пропадает аппетит;
  • карапуз боится какать;
  • появляется отрыжка;
  • у детей от 2 до 7 лет запор приводит к нарушению сна различного характера;
  • малыш плачет, капризничает, когда сядет на горшок;
  • карапуз отказывается садиться на горшок, чтобы опорожнить кишечник, но мочеиспускание ему дается легко;
  • малыш капризничает, часто плачет;
  • дети от 2 до 3 лет жалуются на боль в области сердца (связано с рефлекторной реакцией организма).

Признаки следует рассматривать в комплексе. Бороться с симптомами необходимо экстренно. При задержке стула более 3 дней попытайтесь самостоятельно решить проблему. Это реально, если родители знают о причине возникшей констипации.

Когда справиться собственными силами не удается, необходимо срочно обращаться за помощью к детскому психологу, педиатру. Это помогает предупредить негативные последствия от длительной задержки стула (более 3 дней). К осложнениям относятся:

  • интоксикация организма, проявляющиеся тошнотой, головной болью и болью в животе;
  • развитие анемии;
  • воспалительный процесс в кишечнике;
  • развитие неврологических проблем.

Как себе помочь

В случае, если заболевание было диагностировано как психологический запор, важно обратить внимание на сформированный образ жизни, эмоциональный фон, привычки. Рекомендовано прохождение индивидуальной или групповой психотерапии, осознанный отказ от существующих стереотипов, формирование новых паттернов поведения.

Когда человек получает своевременное и адекватное лечение, психосоматика становится менее выражена и интенсивность ощущения дискомфорта уменьшается. Для того чтобы полностью устранить заболевание, важно проработать имеющиеся психологические проблемы, таким образом устранив психосоматическую причину запора.

В целях стимуляции правильной работы кишечника рекомендуется уделить внимание физической активности (занятия спортом, активный и подвижный образ жизни). Кроме того, обязательным условием является потребление достаточного количества жидкости (1,5-2 л в день).

Для того чтобы научиться расслабляться, можно заняться медитацией или записаться к мануальному терапевту. Медитация и массаж способствуют снятию лишнего напряжения в мышцах, что послужит хорошим лечением и дальнейшей профилактикой возникновения запора.

Кроме того, нужно сформировать качественно новое представление о себе, позволяющее обращать чуткое внимание на собственный организм. Особенно это важно для людей, не привыкших слышать сигналы своего тела.

Отзывы о положительном лечении

Большинство родителей, дети которых сталкивались с психологическим запором, утверждают, что лечение проходит успешно. Часто причиной проблемы становится неправильное приучение к горшку или негативное отношение воспитателей детского сада.

Лечение заключается в устранении психологических зажимов. Некоторым детям было достаточно сказки, рассказанной родителями. В тяжелых случаях требуется помощь психолога.

Опорожнения кишечника родители достигают использованием слабительного, клизмы или свечей. Весь курс лечения продолжается до 2-3 месяцев. Скорого результата при психологическом запоре ждать не приходится.

Если вы столкнулись с такой же проблемой, проявите терпение по отношению к малышу. Не ругайте его и постарайтесь выяснить причину, чтобы не довести до хронического состояния. Лекарства используйте при необходимости и только в крайнем случае. Помните, что проблема лежит в психологической области.

Если статья была полезной, поделись ею с друзьями.

Советы от доктора Комаровского

Е. О. Комаровский советует родителям первостепенно облегчить состояние дитя на физиологическом уровне. Проконсультируйтесь с лечащим педиатром о применении глицериновых свечей, сиропа лактулозы. После того как свершится акт дефекации, стоит позаботиться о профилактике психологического запора.

  • пить больше воды;
  • не применять лекарства без ведома врача;
  • больше гулять на свежем воздухе;
  • создать в семье доверительную обстановку;
  • играть с малышом в подвижные игры;
  • следить за психоэмоциональным состоянием детей;
  • следить за регулярность стула;
  • скорректировать питание, избавиться от продуктов, закрепляющих стул.

Если вы не справляетесь с проблемой самостоятельно, обратитесь к детскому психологу. Комаровский делает акцент на трех принципах лечения психологического запора: физиологическом, медицинском, эмоциональном.

Психологическая помощь ребенку

Психологический запор у ребенка нужно лечить комплексно под наблюдением педиатра и психолога. При этом можно выделить общие рекомендации, которые помогут восстановить стабильный пищеварительный процесс.

Итак, можно попробовать следующие психологические приемы:

  • Детей нужно хвалить за хорошие дела. Если малыш боится общественных мест и пытается сдерживать дефекацию, то нужно стараться хвалить за каждую положительную попытку. Даже если опорожнение кишечника состоится в трусы. У ребенка должен быть сформирован четкий рефлекс, что позволит избежать проблем со стулом в будущем.
  • Дети любят мультфильмы и сказки, поэтому можно попробовать этот метод для расслабления мышц брюшной полости. В форме сказки нужно объяснить ребенку, что важно регулярно опорожнять кишечник. Это позволит устранить психологические проблемы, а именно боязнь туалета.
  • Для того чтобы расслабить мышцы кишечника и ускорить процесс дефекации, рекомендуется давать малышу пластилин. Когда ребенок что-то делает руками, он расслабляется и забывает о психологических проблемах. Данный метод позволяет преодолеть страхи и восстановить стабильный стул.

Советы психолога

По причине того, что психологический запор является отражением совокупности черт личности, необходима помощь квалифицированного психотерапевта. Психологической коррекции требуют:

  • высокая сопротивляемость переменам;
  • склонность к интроверсии;
  • холодность в общении;
  • замкнутость;
  • склонность к зацикленности на прошлом;
  • скупость, доходящая до патологичности.

Необходимо создать для себя новый образ мышления, отпустить контроль, принимать перемены в положительном ключе.

Отношения к себе как к личности и к собственному телу также требуют корректировки. Важно понять, что застревание в негативных мыслях и невнимание к потребностям организма только усугубляют состояние и способствуют ускорению динамики болезни.

Поэтому эффективной профилактической мерой и средством создания нового образа себя самого должен явиться здоровый образ жизни (подвижность, активность, сбалансированное питание).

Рекомендуется проконсультироваться с диетологом и регулярно посещать занятия с фитнес-тренером.

Лечение запора, имеющего психосоматические причины к возникновению, — длительный процесс, требующий комплексного подхода (диагностика, прием медикаментов, психотерапия, занятия спортом и др.).

Психологический запор – проблема, которая начинается в детстве, но расцветает во всю во взрослом возрасте. О том, как понять, что у взрослого человека запор имеет психологическую природу, и что делать в этом случае, рассказывает врач невролог Погребной Станислав Леонидович .

Способы борьбы с запором на нервной почве

Лечение всегда комплексное. Несмотря на то, что причины кроются в нервной системе и сознании малыша, проблема дефекации вызывает и нарушения соматического характера. Поэтому после диагностики прибегают одновременно к нескольким методам.

Работа с психологом

Первый шаг при устранении нервного запора – консультация с детским психологом и посещение сеансов. Иногда страхи подавлены настолько, чтобы обычной беседой или изменением родительского отношения проблема не устраняется. Психолог помогает выявить истинную причину боязни дефекации и с помощью различных методик учит ребенка бороться со страхами.

В ситуациях, когда патология спровоцирована ошибками в воспитании или родительскими конфликтами, может понадобиться консультирование не только малышу, но и его родителям.

Медикаментозная терапия

Поскольку сдерживание позывов вызывает отвердение каловых масс и сильный запор, важно как можно быстрее вызывать дефекацию, очистить кишечник и наладить нормальную перистальтику. Для этого используются:

  • клизмы;
  • свечи с маслом облепихи;
  • препараты в форме таблеток;
  • капли и сиропы;
  • витаминные добавки.

Все слабительные средства назначаются на короткий срок (уточнить у врача) чтобы избежать привыкания к лекарству.

Эмоциональная поддержка родителей

При психологическом запоре необходимо помнить, что его появление связано с особенностями каждого конкретного ребенка. Выбор средств не должен пугать ребенка, в противном случае это только усугубит проблемы.

Обнаружены дрожжевые грибы в кале у ребенка: опасно ли это и нужно ли лечение?

Родительская ласка и любовь, объяснение необходимости приема таблеток или сиропов помогут гораздо лучше, чем принудительное клизмирование. Малыша следует настроить на позитивный лад, помочь поверить, что поход в туалет больше не будет связан с болью или неприятными ощущениями.

Диета

Правильно составленный рацион позволит малышу быстрее справиться со страхами, ведь поход в туалет станет простым и безболезненным. Обеспечить нормальную перистальтику помогают следующие продукты:

  • компоты на основе сушеных фруктов;
  • свежие соки;
  • пища, богатая клетчаткой;
  • кефир и творог в ограниченных количествах;
  • чистая вода.

Одновременно следует ограничить сладости, мясо с большим содержанием жира, копчености. От любимой, но крайне вредной для детей, «быстрой еды» необходимо отказаться полностью. На снеки, чипсы и аналоги накладывается строгое табу.

Режим дня

Кроме поддержания здоровья постоянный и выстроенный дневной график обеспечивает ребенку чувство безопасности и защищенности. Важно, чтобы утро начиналось с простой и веселой гимнастики.

В течение дня спокойные занятия должны перемежаться подвижными играми и прогулками на воздухе с возможностью побегать, попрыгать и полазать по игровым комплексам на детских площадках.

Adblock
detector